nik191 Суббота, 27.07.2024, 05:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Апрель » 3 » Первая мировая война. Новое германское злодейство - потопление "Португалии"
07:03
Первая мировая война. Новое германское злодейство - потопление "Португалии"


 

Список германских злодейств пополнился новым преступлением, еще неслыханным даже в чреватой всякими ужасами всеевропейской войне. 17-го марта утром на Черном море, близ Анатолийского турецкого побережья, неприятельская подводная лодка потопила наше госпитальное судно „Португалия". Эта катастрофа стоила жизни более чем сотне человек, при чем погибли сестры милосердия, врачи, деятели Красного Креста и невооруженный, невоенный экипаж этого корабля-лазарета.

Преступление это выходит за пределы даже произвольно, даже постыдно расширенного немцами понятия войны, как поголовного истребления врага. Лувен, Реймс, удушливые газы, бессмысленные по своей жестокости налеты цеппелинов на Англию, потопление „Лузитании", - все это бледнеет и меркнет пред холодно рассчитанным, заранее обдуманным массовым убийством сестер милосердия, врачей и санитаров на „милосердном корабле". Трудно найти большую степень зверства и нравственного одичания, чем этот „рекорд" пиратства!

 

 

Вся обстановка происшествия исключает даже тень возможности ошибки или какого-либо недоразумения. Потопление было произведено среди бела дня. Корабль-лазарет носил все установленные для судов данного назначения признаки. Наконец выстрел в него с лодки был произведен на расстоянии 20 - 25 сажен, притом в упор и, в довершение всего, по стоящему кораблю. „Герои" подводной лодки не могли не видеть и не знать, на кого они нападают.

 

 

Катастрофа произошла при следующих обстоятельствах:

Госпитальное судно „Португалия", стоявшее до последнего времени в одесском порту, получило приказание следовать в город Офу на Анатолийском берегу и принять там с берега более 200 раненых. 17-го марта около 8 часов утра „Португалия" подходила к месту назначения, и находившийся на пароходе медицинский и санитарный персонал деятельно готовился к принятию наших выбывших из строя героев.

„Португалия" вела за собою на буксире боты для перевозки раненых. Во время хода в боты набралась вода, и когда пароход находился всего в каких-нибудь 5 — 6 верстах от берега, с ботов попросили остановиться, чтобы выкачать воду. „Португалия" застопорила машины. И вот в этот-то момент близ нее показался в волнах перископ подводной лодки. Лодка обошла пароход кругом и внезапно выпустила в него одну за другой две мины. Первая мина прошла мимо, вторая же попала в середину парохода, в машинное отделение. Произошел взрыв, пароход переломился пополам. Корма и нос поднялись над водой, и через полторы минуты „Португалия" пошла ко дну.

Наш миноносец „Сметливый", вышедший навстречу „Португалии", заметил уходивший перископ лодки и кинулся на нее в атаку. Но перископ тотчас же скрылся, и гнусным пиратам удалось уйти из-под обстрела „Сметливого". Миноносец после того прекратил преследование лодки и стал подавать помощь утопавшим пассажирам „Португалии".

К месту катастрофы поспешили также все находившиеся поблизости фелюги, тральщик, боты, шлюпки. Удалось спасти 105 человек. Погибло 113.

Среди них уполномоченный Красного Креста граф Татищев, старшая сестра милосердия баронесса Мейсндорф. сестры милосердия: княжна Андроникова, Овчинникова, Александрова, Лихтанская, бар. Арнсгофен, Воронова, Селяева и другия. Погибли также помощник капитана Баутц, механик Немченко, заведующий хозяйством Левицкий. Среди спасшихся—супруга графа Татищева, сестра милосердия, поэтесса Е. В. Минеева, комендант „Португалии" Тихменев, 53 матроса, 57 санитаров.

 

Сестра милосердия графиня Е .В. Татищева (поэтесса Е.Минеева), супруга уполномоченного Краснаго Креста, графа Л.Л.Татищева, погибшего при потоплении госпитального судна "Португалия". Графиня Е. В. Татищева была спасена вместе с другими 11-ю сестрами милосердия и находится в Батуме.

 

Пароход „Португалия"  принадлежал известной французской компании „Меssageries Maritimes" и до войны совершал пассажирские рейсы между Марселью, Александреттой, Константинополем и Одессой. Война застигла его и другой такой же пароход „Экватор" в Одессе. Оба эти парохода были интернированы в одесском порту и обращены в русско-французские госпитальные суда. Команда на них была смешанная: русские и французы. „Португалия" имела около 6.000 тонн водоизмещения, 15 узлов хода и хорошие пассажирские помещения. Внутренние помещения были переделаны по обращении в госпиталь соответственным образом, т.-е. были устроены различные лаборатории, кабинеты, перевязочные и т. п.

"Португалия" была признана плавучим госпиталем немцами, болгарами и турками. Это было вполне и безусловно квалифицированное судно, подлежащее охране и пользовавшееся привилегиями по статутам международного права и согласно обычаям войны.

Чья лодка потопила «Португалию»? Кто виновники ее гибели? Немцы, турки, болгары?

По этому поводу нет двух мнений. У турок и болгар своих лодок не было. Не было у них и обученного персонала дли этих лодок. Субмарины были даны им Германией вместе с немецкой командой. Таким образом неизгладимый грех описываемого преступления ложится на тевтонов. Признав официально „Португалию" госпитальным судном, они и на этот раз сочли данное признание „клочком бумаги" и с спокойным сердцем еще раз попрали божеский и человеческий закон.

Красный Крест разослал формальный протест против бесчеловечного акта во все центральные комитеты Красного Креста союзных государств. Нечего и говорить, что не только в союзных государствах, но и в нейтральных странах злодеяние немцев вызвало крик негодования. Одна итальянская газета говорит по поводу гибели „Португалии":

„Нет жестокости столь варварской, нет преступления столь позорного, перед совершением которого Германия поколебалась бы. Одно преступление должно следовать за другим. Вот формула ее скотского ожесточения. Германия перешагнула последние пределы преступности".

Наряду с протестом Красного Креста в газетах опубликован яркий протест русских женщин. Приводим выдержку из него:

„Горе той стране, где не найдется людей, достаточно честных и независимых, чтобы сказать: „Да, война—есть война, но врачи, сестры, санитары ограждены неприступным кругом. Сострадание и самоотвержение несут они на поля битв, и рука солдата не смеет подняться на тех, кто идет с ним под знаком Креста.

„Неужели женщины Германии, Австрии, Болгарии, Турции не содрогнутся, узнав о том, как их братья, отцы, мужья убивают беззащитных? Неужели, если голос нашего возмущения дойдет до них, не раздастся в их душе ответного отголоска?

„Пусть же все женщины России, которые разделяют нашу скорбь о погибших под человеколюбивым знаком Креста и наше омерзение к их убийцам, присоединят свою подпись к этому протесту".

Протест этот предполагается через принца Карла Шведского послать в международный комитет Красного Креста в Женеву и придать ему самую широкую международную огласку.

Желающих присоединить свои подписи просят прислать их в Петроградский женский клуб (Баскова ул., д. 2-А).

 

Потопление нашего госпитального судна

По дополнительно полученным сведениям: 17-го марта, в 6 часов 25 минут утра, в шести верстах от берега против Фатхиа «Португалия», шедший за ранеными, остановился, чтобы откачать воду из буксируемого им баркаса. В это время появился перископ неприятельской подводной лодки, которая обошла кругом пароход, стала на позицию саженях в сороках от парохода и без всякого предупреждения выпустила мину, которая не попала, затем вторую, которая попала в середину, в машинное отделение. Последовал взрыв котлов, пароход в миг раскололся пополам, корма и нос поднялись кверху и пароход в течение полторы минуты пошел ко дну.

Кроме персонала, из состава парохода на борту находился перевязочный отряд «Красного Креста». Из 278 человек, бывших на пароходе, точно установлена пока гибель 87-ми.

Погибли: уполномоченный «Красного Креста» граф Татищев, старшая сестра баронесса Мейендорф, заведующая бельем Тихменева, сестры баронесса Армсгофен, Александрова, Лихтанская, Васильева, Авчинникова, Воронова, Минаева, Селява, Медзиховская, Ющук и Обольсина, заведующий хозяйством Левицкий, фармацевт Ратвинский, помощник капитана Баутц, помощник механика Немченко, 20 санитаров, 21 матрос, один офицер Г. Жоржет, 19 человек французской команды и 4 человека прислуги.

Из перевязочного отряда «Красного Креста» погибли: врач Кандрышев и сестры княжна Андроникова, Флегинская, Синякова и Озерская. Вновь присланными для «Португалии» тремя плоскодонными баркасами и паровым катером спасено много людей. Во время крушения прибыл наш миноносец и военный транспорт, а с берега подошел моторный катер под командой лейтенанта Домерщикова, своей распорядительностью много способствовавшего спасению.

Подводная лодка, преследуемая миноносцем, скрылась. Французский флаг «Португалии» снят и спасен русским матросом. На «Португале» и его баркасах были флаги «Красного Креста», белая с красными полосами окраска парохода и белые трубы с красными крестами ясно свидетельствовали о назначении парохода. Большая часть спасенных доставлены в Батум, из них многие ушиблены и ранены.

Распоряжением батумского военного губернатора генерала Романовского всем спасенным выданы от «Краснаго Креста» денежные пособия и дан приют, а больные и раненые размещены по госпиталям.

 

Заявление председателя Государственной Думы

22 марта

Председатель Думы обращается с следующим внеочередным заявлением:

«Последние телеграммы принесли потрясающие известия о беспримерной и бессмысленной жестокости потопления подводной лодкой в Черном море госпитального судна «Португаль». Корабль «Португаль», превращенный из коммерческого парохода в плавучий госпиталь, перестроенный и переделанный исключительно для высокой и святой цели ухода за ранеными в боях, собрал в себе группу людей, самоотверженно одушевленных одной общей высокочеловечной целью—облегчать страдания и муки жертв войны, окружая их тщательным уходом, смягчая этим их тяжелое положение, поднимая их дух и укрепляя их силы для скорейшего выздоровления.

Пароход «Португаль» был окрашен в условленные ярко белые цвета, нес флаги Красного Креста. Ошибки быть не могло. Точно так же, как совершенно нет сомнения в том, кому из наших врагов принадлежит подводная лодка, совершившая означенное злодеяние. Бездушный и бесстыдный враг наш не только забывает все божеские и человеческие законы нравственности и милосердия, но попирая положительные международные обязательства, принятые им на себя, не остановился перед отвратительным преступлением. Пароход «Португаль» предательски взорван миной. 120 безоружных и беззащитных людей нашли смерть на дне морском в то время, когда готовились самоотверженно служить своим страдающим братьям. Их благородные сердца перестали биться. Они уснули сном праведных.

Предлагаю Думе почтить память погибших доблестных чинов Общества Красного Креста вставанием.

Все встают.

Родзянко продолжает:

«Кроме этих мыслей не могу не сказать нескольких слов, которые должны быть произнесены здесь и получить ваше одобрение. Дума не может не высказать чувств, несомненно волнующих положительно всех. Предлагаю вам, господа члены Думы, выразить чувства глубочайшего возмущения и негодования по поводу поступка нашего врага, потерявшего всякий стыд, всякие чувства меры, в своих действиях презирающего все нравственные основы международных взаимоотношений. (Голоса с мест: позор, позор!)

Пусть вечное клеймо позора ляжет на этот предательский поступок, за который ответственной должна быть признана вся нация, сыны которой забыли элементарные основы человечности и понятия о моральных правах человека. (Возгласы с мест: верно, правильно!)

Предлагаю вам, господа члены Думы, о таковом вашем сочувствия и постановлении поставить в известность парламенты союзных нейтральных государств. (Возгласы: просим, просим!).

 

Еще по теме

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 1163 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г., март, Португалия, гибель | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz