Материал из журнала "Нива" за 1917 год.
Весной прошлого года, когда наши войска стояли еще на Дунайце, Миргородский полк занимал участок фронта у самой реки. Вода ежечасно прибывала. Река вздувалась и неслась со стремительной быстротой, ломая на своем пути все постройки и деревья. Зима была снежная, и прибыль воды исключительная.
Однако это обстоятельство не препятствовало противнику время от времени беспокоить наши передовые части, а поэтому нам приходилось, невзирая на трудности, создаваемые половодьем, высылать часовых на самый берег реки, особенно, когда ночи были темные, иначе противник мог бы внезапным нападением причинить нам много бед.
Так было и в ночь на 2-е апреля. От второй роты Миргородского полка на правый берег Дунайца был выслан караул в составе четырех рядовых: Нестора Тарасенкова и Якова Порожнева, Киевской губ., Каневского уезда: Егора Головнева и Василия Яковлева, Смоленской губернии, Рославльского уезда. Лишь только смерклось, караул отправился в назначенное место.
Ночью вода в Дунайце поднялась настолько, что нашим солдатикам, пришлось стоять по колено в воде. Сойти же с места они не считали возможным,—нужно было зорко следить за противником. Место, назначенное караулу, было для этого очень удобно, и стояли они скрытно от взоров противника под деревом.
Вода все прибывала. Двое из часовых под утро забрались на дерево и оттуда продолжали наблюдать за противником, другие двое стояли уже по пояс в воде. Каждый миг стремительная пучина готова была их поглотить. Вода все прибывала и прибывала. Помощи ждать было неоткуда. Спастись можно было, только покинув свой пост. Этого сделать миргородцы не могли—долг русского солдата считали они выше собственной жизни.
Начало светать. Из расположения противника заметили наших часовых, сидевших на деревьях. Немедленно по ним был открыт убийственный артиллерийский и ружейный огонь. Несмотря на это, часовые оставались на своем посту.
Фельдфебель Русаковский, посланный поверить караулы, видел наших героев, находившихся в безвыходном положении, но помочь им не было никакой возможности. Они сигналами сообщили фельдфебелю о расположении противника, условными знаками передали все, что они видели, донести словесно о своих впечатлениях они уже не могли.
Вскоре все четверо геройски погибли на своем посту.
Вот они незаметные, никому неведомые, серые герои фронта! Долг для них выше жизни! Они не ушли со своего поста, когда еще была возможность спастись, они оставались на нем до тех пор, пока двух из них не поглотила разъяренная пучина, а двух других не сразил вражеский огонь.
Полковник Г. П.
Еще по теме
|