Материал из журнала "Нива" за 1917 год.
25-го ноября 1914 г., когда наши части стояли в Галиции и было сравнительное затишье, три смельчака одиннадцатой роты М — ского пехотного полка унтер-офицеры Макар Шемберко, Аггей Руденко и ефрейтор Бронислав Шульц добровольно вызвались идти на разведку. Скучно им было сидеть без дела. Австрийцы близко, и при известной доле лихости и неустрашимости можно многое узнать да и пленного „языка" привести. Вот они и решили, с разрешения начальства, произвести смелую разведку сторожевого охранения противника.
Темной ночью, ползком, бесшумно направились они к роте австрийцев, находившихся в заставе. Незаметно приблизившись к заставе шагов на пятнадцать, наши смельчаки дали но ней три залпа и, заметив, что противник пришел в смятение, с криком „ура" бросились на неприятельскую заставу.
Австрийцы, видимо, не ожидали такого дерзкого нападения и, не зная, что против них всего только три человека, в панике частью побросали свое оружие и подняли руки кверху, а частью обратились в беспорядочное бегство. Однако, скоро побросавшие оружие опомнились и, заметив, что против них всего только три человека, хотели было снова взяться за винтовки.
Тут Руденко и Шульц не растерялись, дружно с криком „ура" бросились на австрийцев и семерых из них закололи на месте, а остальным же, которые взялись было уже за винтовки, крикнули: „бросай оружие", что те беспрекословно исполнили.
Голоса наших смельчаков были настолько уверены, лица их настолько смелы и озлоблены, что противник ни на минуту не сомневался, что наши солдаты способны сейчас переколоть их всех, а в случае надобности даже задушить собственными руками. И вот двенадцать австрийцев, бросив оружие, сдались в плен двум унтер-офицерам.
Тут только наши смельчаки заметили, что нет с ними Шемберко. Они осмотрелись—несчастный их товарищ, раненый, истекал кровью, подавая лишь слабые признаки жизни. Руденко и Шульц взяли его на руки и бережно понесли, гоня перед собой, двенадцать пленных австрийцев.
Восторженно встречены были наши смельчаки своими товарищами. Шемберко стал поправляться, а затем и совсем оправился от раны. За этот подвиг все трое были награждены Георгиевскими крестами. Но ни один из них не видел в своем подвиге чего-нибудь из ряда вон выходящего, они считали это не героизмом, а простым исполнением служебного долга. Вот наш серый, скромный герой — такими полна армия; ими она должна гордиться.
Полковник Г. П.
Еще по теме
|