Материал из журнала "Нива" за 1917 год.
Незаметные герои фронта.*)
*)Под этим заглавием мы будем продолжать помещать на страницах «Нивы» начатые еще в прошлом году очерки известного знатока военного дела—полковника Г. П. Очерки эти имеют целью дать галерею героев нынешней войны, подвиги которых незаметны в общей грандиозной картине мирового столкновения народов, но заслѵживают общественного внимания, как подлинные, строго, фактически установленные проявления героизма русского духа.
Старый полковник
Отставной полковник Адам Адольфович Мацеевский, задолго до начала мирового пожара оставивший свой родной полк, при первой вести о войне решил, во что бы то ни стало, добиться назначения в действующую армию.
На второй день мобилизации, в девять часов утра, он был уже в тесной приемной Главного Штаба, с прошением об определении на строевую службу в действующую армию. Не так-то легко ему удалось добиться назначения; а когда после долгих мытарств ему посчастливилось получить желанное предписание, полк, в который он был назначен, уже был в Восточной Пруссии, и полковник Мацеевский едва-едва поспел к первому серьезному бою, перед которым принял в командование батальон.
Батальоном он командовал недолго; всем было ясно, что узкие рамки деятельности батальонного командира сковывают героя и не дают в полной мере развернуться его таланту.
После первого же боя он был назначен командиром полка той же дивизии. Этот полк в предшествующих боях сильно пострадал и нуждался в отдыхе. Однако новый командир сумел так воодушевить людей, что они не чувствовали усталости и продолжали лихо драться с врагом, следуя за своим командиром, который неизменно шел впереди своего полка.
Германцы лихо были отброшены нашими войсками от города в тот день, когда они готовились вступить в столицу Царства Польского.
Скоро полку пришлось участвовать в первых боях под Варшавой.
Во время этого памятного дела, когда полковник Мацеевский под шрапнельным и пулеметным огнем противника шел во главе своего полка против неприятеля, он случайно заметил, что один молодой, только что прибывший в полк и необстрелянный прапорщик несколько растерялся, смутился и делал не то, чего требовала начавшаяся уже атака. Объяснять молодому офицеру не было времени, да и взволнованный, растерявшийся молодой человек мог и не понять смысла слов. Между тем пример его мог дурно повлиять на нижних чинов, могло произойти замешательство, и Бог весть чем бы это кончилось.
Полковник Мацеевский быстро оценил все это и со свойственным ему хладнокровием подошел к прапорщику, взял под руку и потянул его вперед, говоря:
— Идем, мой друг, Ей-Богу, не убьют!
И действительно, ни прапорщик, ни Мацеевский тогда не были убиты. Хладнокровие командира, его уверенность быстро передались офицеру.Он собрался с духом и своим дальнейшим образом действий показал, что достоин служить под начальством своего героя-командира. В этот день полковник Мацеевский все время находился впереди своего полка и поражал всех бесстрашием. Временами казалось, что он без нужды рисковал собой. Но в тот период борьбы необходимо было воодушевить солдат, и это было достигнуто блестяще. Орден св. Георгия был единогласно присужден Георгиевской Думой полковнику Мацеевскому за его поразительную храбрость, отвагу и неустрашимость.
Но эта же отвага и погубила героя. Он никогда не выходил из передовых окопов своего полка, день и ночь неотступно находился среди своих солдат, подбадривая их и беседуя с ними. И вот 8-го ноября, когда противник начал обстреливать наши окопы тяжелыми снарядами, Мацеевский, произведенный уже в генерал-майоры, не усидел в землянке и пошел посмотреть, где рвутся снаряды. Шальная граната разорвалась от него всего в четырех шагах и смертельно ранила доблестного воина.
Полковник Г. П.
Еще по теме
|