Так уж случилось, что первая мировая война стала в нашей стране "неизвестной войной", а ее герои - забытыми.
Пытаюсь хотя бы чуть-чуть исправить это, продолжаю публиковать хронику войны по материалам старых газет, а также материалы, посвященные ее героям, тем, кто своим ратным трудом, а порой и ценой своей жизни, создавали славу России и ее оружия.
Материал из журнала "Нива" за 1917 год.
Незаметные герои фронта
Ефим Орешкин и Михаил Савиных
Командир 8-го гренадерского Московского полка донес Главнокомандующему армиями западного фронта о выдающемся геройском поведении и беззаветной преданности долгу двух гренадер вверенного ему полка Ефима Орешкина и Михаила Савиных.
Первый из них, ефрейтор бомбометной команды Ефим Орешкин 24-го сентября 1916 года, когда германцы, выпустив ядовитые газы, стали обстреливать из бомбометов окопы снарядами с удушливыми газами, подавая пример спокойствия товарищам, одел маску и открыл из бомбомета огонь но немцам.
Вскоре одним из снарядов он и все его товарищи, за исключением одного, были ранены смертельно. Когда его внесли в землянку и сняли маску, он пришел в себя и первым его вопросом, во время перевязки, было: идут ли немцы, все ли благополучно?
Узнав, что немцы отбиты, он обрадовался и начал гнать всех от себя, говоря:
«Идите, оставьте меня, я все равно умру, а вы там нужнее».
Когда подошел начальник команды, то Орешкин, узнав его, сказал:
«Ваше Благородие, вот ранен... тяжело, но умираю ведь за Родину».
Потом затих и лежал без стона. Когда же санитары, отнеся его на перевязочный пункт, повернулись, чтобы уйти, Орешкин вдруг оживился и заговорил:
«передайте товарищам, чтобы они не горевали обо мне, я умер за дело, но пусть они помнят это и отомстят за всех нас немцам».
Ефрейтор Орешкин от полученной раны скончался.
Другой, гренадер 13-й роты Михаил Савиных в ту ночь, когда немцы пустили газ против его полка, находился в секрете. Смело глядя в глаза смерти, идущей на него в виде ядовитого облака, он, голосом, предупредил товарищей, находившихся сзади о грозящей опасности, а сам остался на посту. Газовая волна прошла, начался обстрел и гренадер Савиных был ранен тяжело в живот с выпадением кишок.
К нему подполз санитар, перевязал его и предложил ползти назад, он отказался, говоря:
«Я здесь должен быть, а вот вы идите, а то может убить».
Когда обстрел кончился его перенесли в землянку и перевязали вторично. Во время перевязки он, не переставая, говорил:
«зачем меня оттуда взяли, ведь все должны быть на своих местах, оставьте, не тратьте на меня бинтов, ведь я знаю, что все равно умру, а другим это нужнее. Отец мой Георгиевский кавалер и я умру геройски».
Гренадер Савиных скончался.
Оба погибших героя награждены командиром корпуса: первый Георгиевской медалью 4 степени, второй—Георгиевским крестом 4 степени, командующий же армией приказал выдать по 50 руб. их семьям.
Еще по теме
|