Материалы из журнала "Разведчик" за 1916 год.
Кроме орденских наград за отличия как военного, так и мирного времени, существует у нас еще одна, которая называется Высочайшим благоволением.
Тот факт, что она дается без представления, по усмотрению Его Императорского Величества, дается уже после получения всех орденов, положенных в определенной должности, да и самое название этой награды, показывает, как высоко она должна цениться.
Казалось бы, что такая награда должна иметь права не меньше тех орденов, после которых она дается. На самом же деле, в то время, когда не имеют хотя бы видимые отличия, Высочайшее благоволение, стоящее выше их, не только не имеет его, но даже лишено и прежде принадлежавших ему прав. Отмену последних, дававших лишний год при производстве в следующий чин при отставке, если считать, что права эти влияют на пенсию, нужно призвать понятной и вызванной желанием облегчить расходы государства. Исходя из такого рассуждения, следовало бы Высочайшее благоволение сравнять с орденами, хотя бы в смысле видимого отличия.
Таковыми можно было бы установить, например, такое:
На эмалевом овальном медальоне, заключенном в накладной лавровый венок, помещается портрет Государя Императора, над ним корона, а при перекрещивании лавровых ветвей внизу накладной Государя Императора вензель.
Знак этот за отличия мирного времени на Андреевской ленте, а за отличия военного времени — на Андреевской, пополам с Георгиевской и с бантом, а к самому знаку мечи.
Учреждение такого знака (или ордена) дало бы действительно приятную награду — право ношения на груди портрет своего Государя, т. е. знак Высочайшего внимания.
Разовью свою мысль дальше.
Орден Высочайшего благоволения, пожалованный в первый раз, должен быть размером равен нагрудным орденам и носиться выше ордена Св. Владимира 4 ст., при повседневной форме в петлице, вместо него.
Пожалованный 2-й раз — размером Владимира 3 ст. и носиться на шее.
Пожалованный в 3-й раз — размером Владимира 2 ст. и также на шее, причем предыдущая степень спускается по борту мундира, как шейные ордена.
Четвертый раз вряд ли кому удастся получить эту высокую награду, но если бы и пришлось, то можно было бы установить, по аналогии с 1-ми степенями прочих орденов, добавив, например, звезду с портретом, короной и точной накладной копией с Высочайше начертанной собственноручной подписи.
Для облегчения расхода государства заготовительную стоимость этого ордена в пользу капитула орденов и небольшую надбавку для Александровского Комитета о раненых можно было бы удерживать подобно налогу на другие ордена.
К.
О Высочайшем благоволении
К заметке под этим наименованием, помещенной в № 1344 журнала «Разведчик», можно добавить следующее:
Нет надобности создавать особый орденский знак для лиц, удостоившихся Высочайшего благоволения, но вместе с тем желательно установить какое-нибудь видимое отличие для удостоенных этой высокой награды.
Принимая во внимание, что в подавляющем большинстве случаев этой награды удостаиваются лица, имеющие орден Св. Владимира 3 ст. или орден Св. Владимира 4 ст. и по своему чину не имеющие возможности получить следующих орденов, следовало бы для таких лиц установить выдачу ордена Св. Владимира 3 или 4 степени с наложенным посредине золотым вензелевым изображением Царствующего Императора; пожалованный же ранее орден Св. Владимира подлежит возвращению в Капитул Орденов.
С таких лиц необходимо делать вычет в размере 15 рублей (5 р. за наложение вензеля на орден и Юр. в инвалидный капитал).
Лица, удостаиваемые Высочайшего благоволения в первый раз, получают вензелевое изображение на орден Св. Владимира 4-й степени, даже и в том случае, если у них имеются ордена и высших степеней. Получившим эту награду во второй раз и имеющим Св. Владимира 3 ст. вензелевое изображение накладывается на этот последний орден, и т. д.
И. Курайтис.
О Высочайшем благоволении
В № 1351 журнала «Разведчик» помещена статья г. И. Курайтиса, под названием: «О Высочайшем благоволении».
Автор дополняет ею мою статью того же заглавия, помещенную в № 1344, и предлагает знак Высочайшего благоволения, в виде Императорского вензелевого изображения, накладывать на орден св. Владимира. Мне кажется это не совсем удобным и вот почему: во-первых Высочайшее благоволение есть совершенно отдельная награда и, поэтому должна иметь и отдельный знак. Ведь не накладывается же орден св. Владимира или отдельные его части на орден св. Анны, или св. Анны на орден св. Станислава. Какая же необходимость сокращать ордена. Их и без того на груди может быть только три и в исключительных случаях четыре. Для этого количества на груди места достаточно. Раз находится место для вновь получаемых медалей, то для Высочайшего благоволения и подавно найдется. Высочайшее благоволение как отдельная награда, жалуется за отдельные же заслуги и совершенно нет надобности комкать награды за разные заслуги в один какой-то универсальный знак.
Помимо всего этого есть лица, не имеющие ордена св. Владимира и награжденные Высочайшим благоволением, или имеющие орден св. Владимира и три Высочайших благоволения, два из которых во втором случае и одно в первом остаются по способу г. Курайтиса без места. Из изложенного следует, что предлагаемый мною способ систематичнее.
К.
Еще по теме
|