Когда окончится война?
В августе 1914 года задавали этот вопрос стратегам и получали категорический и самоуверенный ответ:
«через два-три месяца, ибо большого напряжения современные армии вынести не могут».
Прошли эта три месяца, и разочарованное общественное мнение обратилось с тем же вопросом к экономистам.
Последовали не менее оптимистические ответы на том основании, что современный экономический строй не в силах вытянуть долговременной войны. Подсчитывались запасы воюющих держав, подводились итоги целой серии «голодов»—золотого, медного, хлебного и т. д.
И эти авторитеты оказались не на высоте призвания, и на смену им выступила целая плеяда прорицателей и пифий во главе с m-me де-Таб. Тут у нее даты назначались произвольно, без всяких оснований практического свойства, но это ничуть не подвинуло дела и не разрешило загадки, поставленной миру этой войною.
В настоящее время вопрос о конце войны не утратил ни своей злободневности, ни жгучего интереса для общественного мнения, но «авторитеты» подходят к нему осторожнее, не рискуя проявлять былую прямолинейность, дабы не впасть в ошибку своих предшественников.
В журнале «Nineteenth Centurу» доктор права Шадвель говорит по этому поводу:
«Три кита находятся в основе стойкости немцев: их подготовка, централизация руководящей власти и, самое главное, несогласованные действия союзников.
«Долгие месяцы войны научили союзников многому и дали им возможность исправить многие недостатки.
«Поэтому несомненно, что конец войны наступит тогда только, когда в силу естественной усталости, как результата крайнего напряжения, рухнет и у центральных держав единство действия и общественного мнения.
«И первой споткнется на этом пути Австрия, чего уж недолго ждать».
Такое мнение является вполне правдоподобным по существу, опираясь на психологические факторы и, пожалуй, действительно, даст самую верную оценку событий.
К сожалению, как бы компетентно ни было это мнение, оно не даст нам точной даты окончания войны...
Утешительны лишь симптомы утомления, апатия и разочарования среди населения центральных держав, которые автор статьи отмечает со слов лиц, путешествовавших в последние месяцы по Германии и Австрии.
Опираясь на эти данные, мистер Шадвель убежденно говорит, что семена разлада посеяны уже и недалек день, когда неожиданно и внезапно, со стихийностью катастрофы, рухнет все то пресловутое «единство» германской расы, которое выросло на идеях пан-германизма и поддерживается доселе официальной ложью и кажущимися успехами германцев, грозящими превратиться в один прекрасный день в Пиррову победу!
К вопросу о конце войны
В Германии вопрос о конце войны достиг в настоящее время своего апогея и вся страна с жадной тревогой обращается к высшим авторитетам.
Ежемесячники полны статьями, разрешающими так или иначе этот вопрос, и наиболее документальной среди них является анонимная статья, подписанная «фон Т.» и появившаяся в декабрьском нумере «Deutsche Revuе».
Автор ее говорит безнадежно, что конец войны еще далек, очень далек, что упорство врага далеко не сломлено, и обрушивается с гневом на Россию и Англию.
«— Что такое Франция?—пишет он.— Движимая идеей «реванша», она примирилась бы на возврате Эльзаса, дав нам взамен другие териториальные владения... -Италия? Не трудно было бы нашим дипломатам найти исходную точку соглашения между нею и Австрией...
Но Россия и Англия—их не так скоро одолеешь и повергнешь в прах! Что может сломить сопротивление России? Только революция внутри страны, но тщетно работают наши агенты в этом направлении. Нельзя закрывать глаза—никогда знамя монархизма не было так высоко в России, как в эти месяцы войны.
Остается Англия. Как взять ее, как сломить ее упорство? Один путь для этого—он лежит через Египет. И первые шаги в этом направлении,—говорит автор,—уже сделаны завоеванием Сербии и соединением Германии с Константинополем. Теперь на очереди Суэц, как угроза Индии, и удачная кампания в Египет».
Немецкий автор не все рассчитал: на пути «победоносного» шествия немцев в Египет оказался... Эрзерум!
Уэлс о конце войны
Уэлс поместил в «Dailу Сhгоniclе» интересную статью о конце войны.
Первыми, по мнению автора „Борьбы миров", будут истощены германцы. Державы согласия не заключат мира, если, по крайней мере, не будут освобождены Бельгия и Сербия, и если Эльзас-Лотарингия не получит автономии. Но ни одна из воюющих сторон не признает себя побежденной и не выступит с мирными предложениями. Мир будет подготовлен различного рода совещаниями о торговых договорах, о мерах, принятие которых необходимо после войны и т. п.
Вероятно, одновременно будут заседать две конференции; конференция всех воюющих стран в какой-нибудь нейтральной стране (наиболее подходящей была бы Голландия) и конференция представителей держав согласия, которая соберется, вероятно, в ближайшем будущем, чтобы учредить антигерманский таможенный союз и обсудят план согласованных действий морских и сухопутных сил держав согласия после войны.
Обе конференции будут сноситься друг с другом по телеграфу и телефону; голландская конференция будет поддерживать сношения с Берлином.
Еще по теме
|