Несколько слов к будущим историкам
нынешней великой войны
В настоящее уже время, не ожидая окончания нынешней великой войны, соответствующие учреждения военного ведомства, вероятно, приступили к собиранию материалов, относящихся к истории этой войны, а при штабе Верховного Главнокомандующего образован, кажется, для этой цели особый официальный орган в виде «военно-исторического отдела», который специально и занят собиранием, группировкой и предварительной разработкой сырых материалов — первоисточников, так или иначе касающихся истории настоящей войны.
Материалы эти, как по своему значению, так и по содержанию, несомненно, обширны, богаты, многочисленны и очень разнообразны. В них, конечно, найдут свое место, наряду с официальными данными в виде приказов, донесений, реляций, разных официальных записок, проектов и планов о тех или других военных операциях, также и воспоминания и частные письма самих участников войны, вне зависимости того или иного служебного их положения.
Не касаясь здесь официальных данных о войне, как материалов для ее истории, я остановлюсь лишь на одном из видов материалов чисто частного характера, а именно на письмах самых скромных участников войны— рядовых ее героев (младших офицеров и нижних чинов), адресованных ими своим друзьям, знакомым, родным и вообще близким людям с самого театра военных действий, под свежим впечатлением пережитых событий и испытанных ими непосредственных переживаний того или иного момента в их боевой и походной жизни.
Письма эти, а наряду с ними и дневники и даже заметки на отрывных листах записных книжек, имеют огромное историческое значение, как голоса, доходящие до нас с полей битв, из окопов передовых линий, из траншей и блиндажей оборонительных сооружений боевого фронта.
Такие письма, дневники и заметки — пусть они будут написаны не только не литературно, без всякого стиля и даже безграмотно, все же являются думами и чувствами их скромных авторов, как живых участников настоящей мировой трагедии. Это не «корреспонденции с театра военных действий» залетных профессиональных журналистов, а изображение на первом попавшемся под руку клочке бумаги биения великого сердца вооруженной нации, ее лучших сынов, защищающих нашу родину, наши права на дальнейшее свободное и самостоятельное существование.
Перечитывая потом эти драгоценные человеческие документы, мы живо переносимся не только мыслью, но всем существом своим туда — в окопы, на линию огня, чуть не в самое пекло боя и вместе с ними, как бы, переживаем все, ими совершенное, перечувствованное, передуманное, и, под впечатлением чтения этих документов, писанных как бы кровью, потом и слезами бойцов, сами вдруг начинаем понимать и как бы непосредственно чувствовать дух армии, ее настроение, ее утреннюю мощь и даже боевую силу.
Наконец, такие письма наших героев всегда почти дышат редкой правдивостью в изображении событий и настроений минуты, живостью и наивной простотою тона, здоровым юмором, уменьем схватить на лету и верно передать ту или иную боевую картину, наглядно изобразить, иногда даже и в своеобразной, художественной форме, какой-либо случаи из разнообразной, богатой сочными, красочными картинками военно-походной жизни в виду неприятеля, всегда почти перед глазами витающей кругом смерти. Чувства, думы, волнения и разнообразные переживания этих наших героев — страстотерпцев, как в зеркале, отражаются ярко в этих, часто не мудреных по форме изложения, но зато дышащих самой жизнью, письмах, дневниках и заметках.
Нам кажется, что собиратели исторических материалов о нынешней войне, а также и ее будущие историки, не только не должны пренебрегать таким ценным материалом, а, напротив, должны широко его использовать, ибо он, по нашему мнению, как нельзя лучше поможет вашим военным историографам разобраться в сложной картине нравственно-психологического состояния наших войск в разные периоды кампании, в духовной их мощи и в силе морального подъема ее только отдельных бойцов, но целых частей и больших соединений, и даже всего народа, воспитавшего в своей среде таких чудо-богатырей.
Будем надеяться, что многие авторы таких писем и походных заметок, а также и те лица, коим эти письма адресованы, охотно согласятся предоставить временно эти драгоценные для них документы в распоряжение будущих бытописателей переживаемой ныне нами страшной эпохи, грозной по своим явлениям и чреватой последствиями огромного значения.
Эта разыгрывающаяся перед нами трагедия, полная катастрофических неожиданностей, сулит народам, в ней участвующим, возрождение к новой жизни, к новым формам культуры, взамен обветшавших, сдающихся теперь в архив человеческого прошлого.
Так не будем же пренебрегать теперь, подготовляя материалы для будущей истории великой войны, самыми скромными заметками и даже частной интимной перепиской ее участников, ибо в них-то и кроются черточки,штрих и, а иногда и целые мазки сочных красок для создания общей грандиозной картины переживаемой нами ныне страшной войны!
Николай Путинцев.
Еще по теме
|