
Обзор внутренней жизни за 1915 год
Война со всеми ее ужасами, невзгодами и напряжениями не могла не наложить своего отпечатка на всю внутреннюю жизнь России.
Нация, поставленная в необходимость защищать свою территорию от вторгнувшегося врага и отстаивать с оружием в руках свое место под солнцем, не может рассеивать свою энергию, свою творческую мысль и внимание на какие бы то ни было второстепенные вопросы, не может ни на минуту оторвать свои взоры от кровавой линии тысячеверстного фронта, где решаются грядущие судьбы всех европейских народов.
В такой исключительный исторический момент всякий истинный гражданин становится к душе своей воином, и гражданская мораль претворяется в суровую воинскую дисциплину.
Можно смело сказать, что в истекшем году вся общественная деятельность выразилась в энергичной помощи военному ведомству в священном деле государственной обороны. Земства, города, биржи, промышленные союзы, частные общества — все мобилизовалось и добросовестно обслуживает те или иные нужды фронта.
Такой полной мобилизации общественности Россия не переживала ни в смутные времена Минина и Пожарского, ни в эпоху Отечественной войны. Высокий подъем патриотизма переживается духовно здоровой нацией при каждом нашествии иноплеменных, но никогда до сих пор патриотический подъем русского общества не выливался в такую стройно организованную работу, какую выполняют в наши дни союзы земств и городов, военно-промышленные комитеты, организации Красного Креста, комитеты по устройству беженцев и проч. и проч.
Общественные силы работают не только по снабжению армии, но также и по вооружению ее, т.-е. призываются к участию в таких интимных операциях государственной обороны, которые до сих пор считались самою заповедною областью военной бюрократии. Юная русская общественность растет, закаляется и крепнет в неустанной патриотической работе. Непосредственный опыт государственного делания способствует ее внутренней зрелости, трезвому взгляду на жизнь, ясному сознанию своих прав и обязанностей, своих сил и своих исторических задач.
Мировая война незаметно перевоспитывает русскую интеллигенцию в самых основах ея мировоззрения и отношения к окружающей жизни.
Ужасы расовой борьбы рассеяли в русских сердцах космополитические иллюзии.
Практическая работа заставила спуститься с неба на землю, оторваться от излишней теоретичности и отвлеченной умозрительности суждения.
Непосредственное участие в строительстве национально - государственной мощи сменило прежние разрушительные стремления ничем не связанной отвлеченной идеологии пробудившимся стремлением к творческой и созидательной работе.
Отрицательные тенденции, еще со времен Базарова и Бакунина господствовавшие в душе русского интеллигента, постепенно уступают свое место зрелым положительным идеалам.
Итоги огромных, пока еще даже мало заметных завоеваний русского духа Россия подведет только после войны, но уже и во второй год ее мы чувствуем, что даже понесенные нами временные неудачи принесли уже нам не гибель, а пробуждение дремавших общественных сил, не смерть, а воскрешение национального духа. Общественная жизнь с ее моральными требованиями, с ее неудовлетворенностями и недовольствами, с ее идеалами и мечтами совсем не замерла и не заглохла,—она только временно ушла внутрь, уступив первое место неотложной патриотической работе по обороне государства.
Победив немцев на поле брани героическим усилием всей нации, мы попутно победим и те роковые изъяны нашего воспитания, которые в значительной степени обессиливали русскую интеллигенцию в ее культурном служении родному народу. В кровавом зареве мирового пожара мы горячее любим истерзанную родину, глубже познаем и самих себя и свой народ и теснее сливаемся с ним в защите национальной государственности.
Еще по теме
|