По материалам из газет и журналов за 1916 год.
Государь Император, посетив в конце истекшего года войска, входящие в состав армий, действующих на южном фронте, проследовал затем на западный фронт. На этом фронте Императорский поезд имел первую остановку на станции Замирье, Александровской железной дороги.
Здесь Его Величество был встречен главнокомандующим западным фронтом генералом Эвертом и командующими находящимися в этом районе армиями генералами Рагозой и Лешем. Приняв на станции почетный караул от одного из полков и пропустив его церемониальным маршем, Его Величество с министром Императорского Двора отбыл в автомобиле в сопровождении генерала Эверта, командующего армией и свиты к войскам, построенным в поле. У места построения Государь Император сел на коня и объехал войска, здороваясь с ними.
Участвовавшие на смотру части состояли из сводных пехотных дивизий, сводных артиллерийских и инженерных частей; таким образом здесь были представители от всех частей, находящихся сейчас на позициях.
После обхода войска прошли церемониальным маршем. Государь благодарил каждую часть. По мере того, как войска проходили, возле Его Величества сгруппировались воинские начальники и вызванные из строя офицеры—георгиевские кавалеры.
Когда церемониальный марш окончился и войска вновь выстроились, Государь Император милостиво беседовал с командным составом армий, большинство которого—георгиевские кавалеры, и с офицерами—георгиевскими кавалерами, расспрашивая об их боевой жизни, и соизволил сняться с ними в фотографической группе, оставаясь на коне. В заключение своей беседы Государь Император обратился к присутствовавшим со следующими словами:
«К вам, как к самым доблестным представителям нашей армии, Я обращаюсь с сердечнейшей и глубокой благодарностью за вашу доблестную, беззаветно храбрую службу в эту кампанию. Прошу вас передать нашим частям Мою сердечную благодарность за тяжелую службу, которую они несут и которую ценит вся Россия и Я. Будьте вполне покойны — как Я сказал в начале войны, Я не заключу мира, пока мы не изгоним последнего неприятельского воина из пределов наших, и не заключу его иначе, как в полном согласии с нашими союзниками, с которыми мы связаны не бумажными договорами, а истинной дружбой и кровью.
Я не забуду этого смотра и рад, что Мне удалось увидеть доблестные части армии, и в вашем лице прошу передать Мою благодарность всем войскам за их преданную службу, радующую Мое сердце. Храни вас Бог, господа».
Царские слова, обращенные непосредственно к славным представителям нашей армии, оставив неизгладимое впечатление на присутствовавших, запали в душу каждого и дали возможность передать их в свои части и тем самым придать новую бодрость для беспощадной борьбы с беспощадным врагом до конца.
Снова Государь направился к войскам и проехал теперь между первой и второй линиями построения, чтобы задние шеренги могли также хорошо лицезреть своего Верховного Вождя. Государь, проезжая, останавливался у каждой части, благодарил офицеров за их честную, преданную и беззаветную службу и желал им всякого успеха в их ратном деле и поручил передать Свою благодарность их товарищам на позициях. Нижним чинам Его Величество говорил Свое сердечное спасибо за их боевую службу и выражал уверенность, что они постоят до конца и помогут одолеть и сломить врага, а молодые солдаты поддержат честь и славу своих частей.
Дружные ответы: «Рады стараться» и «Постараемся, Ваше Величество» оглашали поле, и «ура» перекатами шло от одного полка к другому. Его Величество с главнокомандующим фронтом выехал вновь перед фронт и стал на поле на виду войск. Генерал Эверт, приблизившись к фронту, скомандовал на караул и сказал:
«За драгоценное здравие Державного Вождя русской армии, обожаемого Государя Императора, ура!»
Надо было слышать, какое тогда загремело «ура». Его Величество, отдавая честь войскам, оставил поле и, сойдя с коня, вошел в автомобиль для следования на станцию.
И долго еще вслед слышалось «ура» обрадованных царским посещением войск. Высший командный состав до начальников отдельных частей, участвовавших на смотру, был приглашен Государем на завтрак в Императорском поезде.
В милостивой беседе с доблестными представителями нашей армии Государь выслушивал их рассказы о боевых действиях войск и об их походной жизни. На другой день состоялось посещение Государем полков из состава дивизий на месте стоянок этих полков вблизи позиций. Поездка эта носила таким образом совершенно особый характер. Государь, следуя вдоль боевой линии обеих армий, видел повседневную обстановку наших войск на походе, видел, при каких трудных условиях живут наши войска и как вынослив русский солдат на войне. Около 9-ти часов утра Государь с министром Императорского Двора, в сопровождении нескольких лиц свиты, проехал со станции в автомобиле к одному из полков. Погода была пасмурная, стояла оттепель. Путь был долгий. Царские автомобили быстро неслись, за ними ехал грузовик с табаком, предназначенным для раздачи от имени Государя в те части, которые предполагал посетить Его Величество.
По дороге попадались деревни, почти сплошь занятые войсками, и стали мелькать картины походной жизни тыловых частей. Дорога пошла лесом. Выехав на поляну, автомобили остановились у опушки леса, где были расположены штабы двух полков дивизий.
Государя встретили главнокомандующий фронтом генерал Эверт, командующий армией генерал Рагоза и командир корпуса генерал-адъютант Куропаткин.
Его Величество обошел фронт выстроившихся здесь обоих полков, поздоровавшись с ними. Радостно отвечали полки на царское приветствие, а их кликам «ура» вторили орудийные выстрелы нашей тяжелой артиллерии, обстреливавшей в это время неприятеля. Государь, сопровождаемый офицерами, направился к землянкам, которые образовали здесь целый подземный городок. Его Величество прошел сначала в землянку, где устроена походная церковь,—неприхотливо оборудованная: вместо пола—земля, вместо стен тоже земля, потолок из еловых ветвей, а образа прикреплены к бревнам, и тускло озарено все пространство восковыми свечами. У входа Государя встретил настоятель с крестом и святой водой. В церкви было отслужено молебствие. Стройно пели певчие-солдаты. Впечатление от всей этой необычной обстановки было неизгладимо. Государь затем посетил офицерские и солдатские землянки, интересуясь подробно, как устроились наши воины в полевом расположении.
На возвышенном месте устроен наблюдательный пункт батареи одного из тяжелых артиллерийских дивизионов. С этого пункта определяется правильность попаданий нашей артиллерии.
Его Величество прошел на этот пункт и наблюдал оттуда неприятельское расположение.
Государя сопровождали на пункт только генералы Эверт, Рагоза и генерал-адъютант Куропаткин, так как расположение пункта на возвышенном месте не допускало большого числа лиц, заметных неприятелю.
Его Величество, спустившись с наблюдательного пункта, прошел к походным кухням и приказал кашевару одной из рот подать пробу из котла.
Государь отведал щей и мяса и похвалил кашевара за их приготовление. Его Величество поблагодарил затем полки за их беззаветную боевую службу.
При восторженном «ура» полков, осчастливленных царским посещением, Государь отбыл в другие части, расположенные вдоль боевого фронта, а по пути заезжал в помещение штаба корпуса.
При дальнейших посещениях остальных полков Государь с таким же вниманием интересовался походною жизнью войск, заходя в землянки.
Трудно передать то радостное оживление, которое царило среди офицеров и солдат, когда Его Величество прибывал к ним.
Государь шел от одной землянки к другой, окруженный тесным кольцом своих войск, непрерывно спешивших выразить своему Верховному Вождю их безграничную радость. Неумолчное «ура» сопровождало Государя все время Его пребывания в полку. Видно было, как каждый дорожил знаменательными минутами Царского посещения, как каждый хотел быть в это время ближе к Нему, чтобы запечатлеть Его образ. Непрекращавшаяся все это время орудийная стрельба дополняла редкую, незабываемую картину единения Верховного Вождя с Его войсками на поле брани.
Из уст самого Царя войска слышали себе похвалу за их полную опасностей и лишений боевую службу родине и Его Величеству.
Благодаря войска, Государь Император высказал свое удовольствие видеть их вблизи боевых позиций и пожелал им успеха и окончательной победы над упорным врагом.
Новый год и день Богоявления Господня Государь Император провел в армии, в Царской Ставке, среди Своих ближайших помощников по водительству войсками.
Встреча Нового года происходила в штабной церкви. Около 12-ти часов ночи было назначено молебствие, к началу которого прибыл Государь Император со свитою.
Протопресвитер военного и морского духовенства о. Шавельский перед богослужением произнес глубоко-прочувствованное слово, а затем им было отслужено молебствие.
При чтении молитвы о даровании победы Государь Император и все присутствовавшие коленопреклоненно горячо молились о ниспослании нашим войскам новых удач. Тихая молитвенная встреча Нового года придавала ей особый трогательный характер и переносила мысли к нашим храбрым защитникам родины, встречавшим канун Нового года в окопах и землянках.
День Богоявления Господня, обычно ознаменовывавшийся крещенским парадом войскам, происходил также в Царской Ставке.
В присутствии Государя Императора торжественно была совершена литургия. Служил высокопреосвященный архиепископ Константин со своим викарием и прочим духовенством. Церковь была полна молящимися. В 11 часов утра последовал из церкви крестный ход на Иордань к реке. Начиная от церкви, вдоль широкого отлогого спуска на реку, шпалерами стояли войска, составляющие гарнизон Ставки.
Высокопреосвященный Константин в архиерейском облачении, держа над головой крест, предшествовал Государю Императору. За Его Величеством шли: начальник штаба генерал Алексеев, Государева свита, иностранные военные агенты в своих формах, чины штаба и все присутствовавшие в церкви.
Вдоль пути процессии стояли густые толпы населения, среди которого были крестьяне и крестьянки, пришедшие из окрестных сел. Процессия медленно спустилась к берегу реки к особо устроенной на льду иорданской сени.
Архиепископ Константин совершил чин освящения воды и погрузил крест в воду. В ту же минуту, по сигналу, раздался орудийный салют в 101 выстрел.
Прекрасный солнечный морозный день и реявшие над рекою голуби и сторожевой аэроплан дополняли красивую картину крещенского парада.
Государь Император приложился к кресту и принял от архиепископа окропление св. водой, после чего процессия, тем же порядком, направилась обратно в церковь.
Около помещения штаба Государь Император, милостиво простившись с духовенством, прошел с начальником штаба в Свое помещение для обычных занятий.
Еще по теме
Первая мировая война. В Царской Ставке
Первая мировая война. Государь Император в действующей армии
|