nik191 Вторник, 25.06.2019, 21:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [427]
Как это было [470]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [78]
Разное [19]
Политика и политики [122]
Старые фото [36]
Разные старости [40]
Мода [299]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1570]
2-я мировая война [137]
Русско-японская война [3]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [755]
Украинизация [434]
Гражданская война [477]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [132]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2014 » Октябрь » 9 » Первая мировая война. Галиция. Религия и митрополит Шептицкий
07:24
Первая мировая война. Галиция. Религия и митрополит Шептицкий

 

100 лет назад, с началом первой мировой войны русская армия развернула бои с австро-венгерскими войсками на территории Галиции и 21 августа (3 сентября) 1914 года овладела ее столицей, городом Львовом.

Так как Галиция для россиян была в то время во многом «Terra Incognita», газеты размещают на своих страницах ряд публикаций, рассказывающих об этой провинции Австро-Венгрии, завоеванной Россией.

Думаю, что в связи с последними событиями на Украине, в которых значительную роль сыграли выходцы из тех краев, будет небезынтересным проследить за публикациями 100-летней давности.

 

 

Церковные отношения в Галиции

Галиция и ея население начинает все больше привлекать к себе внимание русской печати. В укладе жизни галицкого населения есть много особенностей, с которыми придется считаться при возможном окончательном присоединении Галиции к России. Своеобразный характер носят церковные отношения украинской части населения. Этой теме посвящена содержательная статья в "Речи". Преобладающая часть украинскаго населения принадлежит к униатской церкви, которая признает своим главою римского папу.

 

Кадр униатского духовенства насчитывает в своих рядах 2325 священников, что представляет внушительную величину по сравнению с З1/2 миллионной паствой.

Если же сколько-нибудь внимательно присмотреться к строю и быту галицкой церкви, то увидим, что она представляет немалую и моральную силу. Такою силою является прежде всего приходское духовенство. Материальное и социальное положение галицкого приходского священника—«сароха»—завидно и достигается путем продолжительного и серьезного приготовления —в отношении образования и предварительного служебного стажа.

Доступ в ряды галицкого духовенства не стеснен никакими сословными ограничениями. Кандидаты священства оканчивают среднее общеобразовательное учебное заведение и с аттестатом зрелости («матура») поступают на 6огословский факультет львовского университета, где и занимаются богословскими предметами, слушая одновременно лекции по некоторым предметам и на историко-философском факультете. Студенты-богословы живут в особом интернате-академии, и здесь особо изучают в часы, свободные от университетских лекций, некоторые дополнительные курсы богословских наук, которые не входят в круг наук богословского факультета (напр., церковный устав, литургика).

Нужно признать, что система университетского образования ставит галицкого священника на один уровень с остальным образованным обществом, дает ему возможность удовлетворять всем запросам своей паствы—от народной массы до наиболее интеллигентных слоев общества,—в значительной мере ослабляет сословно-кастовое обособление духовенства, предоставляет ему возможность непосредственно знакомиться со всеми сторонами жизни общества и тем самым вооружает его всеми средствами пастырского воздействия в будущей его приходской деятельности.

Только по окончании курса богословского факультета и после специального экзамена перед особою комиссией кандидат священства получает право на рукоположение.

Вступив в духовную среду полноправным членом, каждый священник получает здесь большую моральную и даже практическую поддержку в тесном взаимообщении этой среды.

К самостоятельной приходской деятельности священник приступает уже в качестве вполне сложившегося и опытного человека, обеспеченный нравственной поддержкой и своих ближайших товарищей, и своего высшего церковного начальства. Это тем более для него необходимо, что условия приходской жизни в Галиции требуют от него самой разносторонней и ответственной деятельности.

Галиция—это край, ни на одну минуту не остывающей борьбы политической, национальной, социально-экономической; борьба эта ведется по всей линии и во всех направлениях местных весьма сложных и напряженных отношений, и основные позиции этой борьбы лежат в украинских селах, в этих ячейках разнообразных народных организаций. Этим и определяется роль священника в галицком селе: ограничит он свою деятельность исполнением одних профессиональных обязанностей,—останется чужим для пробужденного к жизни народа; окажется он наиболее интеллигентною и активною силою в приходе,— в его руках вся жизнь его пасомых.

И галицкое духовенство предпочло роль деятельную, вошло в разнообразные интересы своей паствы, окунулось в глубины народной жизни. Такая позиция—не результат только единичного, личного решения того или иного приходского пароха, а своего рода ргofessien dе foi нынешнего священнического института в Галиции, диктуемое при том свыше епархиальною властью.

«Мы, всечестные отцы, обращается к духовенству митрополит,—должны во всем сблизится с народом, должны любовию, снисходительностью и самоотвержением заполнять ту пропасть, которая, вследствие различия в социальном положении, могла бы отделять священника от верных. Сближаясь с народом, мы должны, как граждане, а тем более, как пастыри, поддержать всякое культ.-экономич. стремление, к которому наши люди рвутся». Каждый священник, по словам послания, кроме обычного требоисправления и проповедничества, обязан хорошо знать, сколько зарабатывает каждый из его прихожан, как зарабатывает, чем живет и питается, каковы его развлечения, каковы радости и горести, и в соответствии с этим должен помогать своему прихожанину не только словом, но и делом, своим влиянием и всеми доступными средствами. Кто не может удовлетворить этим требованиям, тот, по выражению пастырского послания, „хай лiпше священником не буде" (пусть лучше не идет в священники).

Духовенство чутко относится к потребностям своей паствы и идет навстречу этим народным потребностям. Как тонко и глубоко может понимать галицкий священник народную душу, можно видеть из прелестных новелл галицкого беллетриста священника Т. Бордуляка. Эта общественная чуткость галицкого духовенства тем более заслуживает внимания, что по своей, так сказать, классовой идеологии оно вовсе не чуждо тех идей и того настроения, какие вообще свойственны духовной среде. Когда дело идет о церковно-религиозных интересах, интересы эти нередко гипертрофируются до границ антиобщественного явления, и мировоззрение галицкого священника в этих случаях обнаруживает толстые налеты с самого реакционного клерикализма.

И тогда близкое участие духовенства в общественно-политической жизни вызывает крайне прискорбные трения, создает тяжелые конфликты. Но, в конце концов, условия самой жизни выводят его из сословно-конфессионального тупика и неудержимо влекут на путь той широкой народно-демократической деятельности, о которой говорилось выше.

 

 

В Астро-Венгрии

 
Октябрь 1913 г.


 ВЕНА. В палате депутатов во время прений по законопроекту о налогах на спиртные напитки русофил Курылович выступил с нападками против украинцев, указывая на дурное обращение с православными русскими в Галиции, и заявил. что искусственная поддержка украинского сепаратизма мешает улучшению отношений. Речь Курыловича вызвала шумные протесты украинцев. Курыловича и его партию поддержали чешские радикалы. Украинцы осыпали Курыловича оскорбительными возгласами. Украинец Будаиновский вырвал у Курыловича рукопись речи и бросил ее на пол. Следующее заседание во вторник в виду происходящих в Львове переговоров о соглашении поляков с украинцами.


ВЕНА. Во вчерашней речи в палате русский националист Курылович говорил, что монархия может выйти из трудного положения путем сохранения дружественных отношений с соседями, в особенности с Россией. К сожалению, Австро-Венгрия поступает наоборот и искусственно питает украинский сепаратизм. Галиция и много лет назад не была способна развиваться без поддержки правительства и германских марок. Оратор указывает, что львовский митрополит иезуит Шептицкий стремился посредством украинства латинизировать украинскую церковь и упорядочить галицких малороссов.

Православных священников беспричинно держат в тюрьмах. Даже бедствие наводнения было использовано в политических целях. Русские образовали комитет для сбора пожертвований, обратились за помощью к братьям, находящимся в России и Америке, и возлагают на них свою надежду.

 

В освобожденной Галиции

 

Митрополит Щептицкий

 

В религиозном отношении Галиция пережила любопытный период долгого времени гонений и страданий за веру. Эта полоса жизни не пережита еще Галицией, хотя в наше время свобод пора было бы Галиции познать блага веротерпимости. Как известно, за долгую историю Галиция много претерпела за то, что стремилась быть православной.

Большую роль в притеснениях русских в последнее время, по сообщению «Речи», сыграл львовский митрополит, граф Щептицкий. Польский аристократ по происхождению, креатура венского двора, он представляет собой тип клерикала-фанатика с ярко выраженными наклонностями к политическим авантюрам. Расставшись с миром, он поступил в орден «василиянцев» еще в то время, когда монахи этого ордена чуждались политики. С его вступлением в ряды «васильянцев», этот орден стал постепенно менять свой облик. Между Щептицким к орденом Лойолы завязались вскоре открытые сношения, и в итоге «васильянцы» сделались учениками иезуитов. С этого времени граф Щептицкий начал возвышаться, а орден «васильянцев» заниматься мирскими делами и, главное, политико-национальными вопросами. Кончилось все это тем, что граф Щептицкий достиг митрополичьей кафедры и сделался ярым иезуитом, а иезуиты через него крепко утвердились в Галицком крае.

Имея обширный штат своих помощников и последователей, он через них вел агитацию, проповедуя ненависть к русским и призывая народ к энергичному сопротивлению. Наряду с этим, клевреты графа Щептицкого распространяли слухи о блестящих победах австрийцев над русской армией и тем самым старались внести растерянность в среду русского населения.

Щептицкому вторил и известный польский политический деятель Дашинский, которому поляки обязаны тем, что их молодежь выступила в рядах польских дружин против русских войск.

Конечно, население Галичины и, в частности, Львова, прекрасно знало, что собой представляет граф Щептицкий, поэтому никаких положительных результатов его агитация не дала.

Вот именно это-то обстоятельство и явилось одной из главных причин безосновательных арестов граждан русского происхождения.

За два-три дня до вступления русских войск в Львов, когда стала определенно вырисовываться сдача Львова, Щептицкаго объяла тревога. Опасаясь, что русские воздадут ему по заслугам, он спешно стал собираться к выезду из города, а днем позже, когда через город стали в беспорядке отступать с позиций австрийский войск, он выехал из Львова, как говорят, в Вену, взяв с собой свой архив и некоторых приближенных монахов - «васильянцев» и иезуитов.

—Со вступлением русских войск во Львов, все русские, арестованные без достаточных оснований, были освобождены из тюрем. Радость их была, конечно, велика ,если принять во внимание висевшую над всеми ими угрозу быть расстрелянными.»

Одновременно был задержан митрополит Шептицкий, которого вернули с дороги, затем отправили в Киев, откуда митрополит униатов перевезен во Владимир на постоянное жительство. Столичная печать высказывается против преследования Щептицкого, как главы большой духовной общины, многие из членов которой были убежденно преданы ему.

—ский.

ПЕТРОГРАД, 11 сентября.

— Арестованный униатский митрополит граф Шептицкий перевезен в Киев и обвиняется в антирусской пропаганде и преследовании русских галичан.

ПЕТРОГРАД, 14-го сентября.

— Униатский митрополит  Шептицкий будет помещен в Суздальском монастыре без предания суду.

 

ЛЬВОВ. По сведениям, вполне достоверным, местные высшие административные власти намерены руководствоваться в религиозных вопросах Галиции следующими началами. Намерены проявлять полную веротерпимость всем вероисповеданиям, не допуская насильственных обращений в православие. Не допускать возвращения скрывшихся униатских и католических священников в их прежние места, как недостойных иереев, бросивших паству в столь трудную минуту ее жизни.

Не допускать новых священников без особого каждый раз разрешения генерал-губернатора, посылать в селения православных священников, согласно желанию жителей, только в тех случаях, если три четверти их изъявит желание иметь именно православного священника. Православные священники в униатских сектах должны совершать богослужение с православными антиминсами и с сохранением местных обрядностей униатов, только «Верую» читать непременно по православному и не поминать папы. Если в селении есть униатский священник, но три четверти жителей все же захотят православного, то униатский остается, церковь находится в его распоряжении, а для богослужений православного священника отводится другое помещение. Все униаты, желающие перейти в православие, будут приняты с распростертыми объятиями, но насильственное обращение недопустимо.

 

Еще по теме:

Первая мировая война. Галиция. Ее прошлое.

Первая мировая война. Галиция. Религия и митрополит Шептицкий

Первая мировая война. Галиция. Русская Галичина

Первая мировая война. Галиция. Воссоединение с Россией

Первая мировая война. Галиция. Нефть

 

 

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 581 | Добавил: nik191 | Теги: война, Галиция, 1914 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz