11 июля (28 июня) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
28-го июня 1916 года.
Западный фронт
I
Бои в районе р. Стохода продолжаются. Неприятель, получив подкрепления и выдвинув сильную артиллерию, оказывает упорное сопротивление.
На фронте Бряза—Фундул—Молдава, северо-западнее Кимполунга, после горячего боя, большие силы неприятеля были нами отброшены. В некоторых местах неприятель, не выдержав нашего штыкового удара, бежал.
Неприятельские аэропланы совершили налет на станцию Замирье, железной дороги Минск—Барановичи, сбросив 66 бомб.
Западный фронт
II
В районе р. Стохода бои продолжаются. Неприятель проявляет в них большое упорство. Вместе с тем неприятельские аэропланы в большом числе производят налеты на тыл наших войск, сбрасывая многочисленные бомбы и открывая огонь из пулеметов.
На участке ф. Черкасы (к югу от м. Крево) немцы под прикрытием сильного артиллерийского огня переходили в наступление, но были отброшены нашей контратакой.
В остальном без перемен.
Северный фронт
Наши истребители во время операции в Ботническом заливе захватили два больших германских парохода. Один из пароходов имел груз железной руды. Другой—пустой. Миноносцы привели захваченные пароходы в наши порты.
Наша артиллерия разогнала немцев, пытавшихся подвезти артиллерию против Икскюльского укрепления.
Юго-западный фронт
На Стоходе упорные бои продолжались. Неприятель переправился было вновь на правый берег реки у дер. Грушевки (севернее Гулевичи), но был отброшен обратно.
В районе д. Кашовки неприятель пытался приблизиться к Стоходу, но был отброшен нашим огнем.
Примечание: Приблизительный подсчет пленных и трофеев за время операции войск генерала Брусилова против австро-германской армии с 22-го мая по 27-е июня дает пленными 6.620 офицеров и 266.000 нижних чинов, 312 орудий и 866 пулеметов.
Черное море
У Кавказских берегов неприятельской подводной лодкой потоплен наш транспорт, шедший пустым.
Кавказский фронт
На Байбуртском направлении в ночь на 26-е июня наши разведчики проникли на высоту, занятую противником, и, переколов его прислугу, захватили турецкий пулемет.
Южнее, наши части вновь взяли штурмом сильно укрепленные участки турецких позиций, которые нами закрепляются; за 25-е июня нами взяты в плен 30 офицеров и до 350 аскеров.
На Диарбекирском направлении, в районе равнины Гойнук-Ова, наши передовые части легко отравили наступление.
Наши миноносцы захватили в западной части моря турецкий пароход с грузом керосина и ячменя и благополучно доставали его в наш порт.
К западу от меридиана Эрзерума наступление наших частей продолжалось.
Франко - англо - бельгийский фронт
ЛОНДОН, 24-го июня (7-го июля). Сообщение британский главной квартиры во Франции:
«Прошлой ночью неприятель подверг сильной бомбардировке наши позиции в Вернепэ в Монтобанском лесу и близ Дабуаселля, применяя в некоторых местах снаряды, вызывающие слезотечение. На восток от Лабуаселля, после ожесточенного боя, в котором противник понес тяжелые потери, мы завладели другой траншеей протяжением по фронту в 1.000 ярдов, которую мы ныне прочно занимаем. К юго-западу от Тиенваля решительная атака неприятеля на наши новые линии потерпела полную неудачу. Неприятельская артиллерия проявляет усиленную деятельность на выступе Лосса и против Гюллюка.
Наша артиллерия бомбардировала в различных местах соединительные траншеи противника и стоянки войсковых частей. Утром мы успешно взорвали мины против Анши и Гюллюка, вечером на некоторых других участках поля сражения. На рассвете у Альбера мы возобновили стремительное наступление. Германцы же в то же самое время повели сильные атаки на наши новые траншеи близ Анкра и к северу от Фрикура; но атаки эти были отражены. На всем фронте между Анкром и Монтобаном идет упорный бой. К настоящему времени наша пехота достигла нескольких важных тактических успехов в окрестностях Овилье, Лабуаселля и Контальмезона; однако, к северо-западу от Тиенваля неприятелю удалось на время завладеть 200 или 300 ярдов утраченных им ранее позиций». (ПТА).
ЛОНДОН, 24-го июня (7-го июля). Король обратился к главнокомандующему британской армией во Франции генералу Хэгу со следующим посланием:
«Прошу вас передать вверенной вам армии мое искреннее поздравление с достигнутыми в последнем сражении результатами. Я горжусь своими войсками: никакие другие войска не могли бы сражаться с большею доблестью».
Генерал Хаг ответил его величеству следующею телеграммою:
«Милостивое обращение вашего величества было передано армии, от лица которой я приношу почтительнейшую и глубочайшую благодарность. Все чины армии сделают все от них зависящее для того, чтобы продолжать снискивать доверие и похвалу вашего величества». (ПТА).
ПАРИЖ, 24-го июня (7-го июля). Официальное сообщение от 24-го июня, 1 час. дня:
«На обоих берегах Соммы ночь прошла спокойно. На левом берегу Мааса в течение ночи производилась бомбардировка с перерывами. На правом берегу Мааса артиллерийская перестрелка приняла ожесточенный характер, в районе Тиомонского укрепления и на участках Флери и Шенуа. В лесу Ле-Претр, в 8 часов вечера, германцы произвели небольшую атаку и проникли в часть наших окопов, но были немедленно оттуда выбиты. На том же участке французы вполне успешно произвели набег и очистили от неприятеля при помощи ручных бомб 200 метров траншей, захватив пленных.
Действия летчиков. Германские аэропланы сбросили вчера несколько бомб на незащищенный город Люр, причем 11 человек было убито и 3 ранено; за исключением одного военного, все жертвы были женщинами и детьми. Это деяние приняты к сведению в видах возмездия. В течение дня отряд французских аэропланов успешно сбросил 40 бомб на узловой железнодорожный пункт в Гам-ле-Муане, к западу от Шарлевилля. На возвратном пути этот отряд неоднократно вступал в бой с германскими аэропланами, из которых два были сбиты, а именно, один в районе Мезиера, а другой—около Лессенкура». (ПТА).
ПАРИЖ, 24-го июня (7-го июля). Официальное сообщение от 24-го июня, 11 час. вечера:
«С той и другой стороны Соммы ничего существенного за день не произошло. Между р. Уазой и Эном набег, совершенный неприятелем ночью на одну из наших траншей близ Мулэн-Су-Ту-Ван, совершенно не удался. На правом берегу Мааса происходила довольно оживленная борьба в течение дня в районе Тиомонских укреплений.
Германцы произвели несколько последовательных атак, после предварительной бомбардировки, на наши позиции. Одна из них позволила им утвердиться в передовой части наших траншей, но произведенная нами около 2 час. дня контратака позволила нам восстановить нашу линию, которая удерживается в непосредственном соседстве с укреплениями. Все другие попытки неприятеля были отражены нашим пулеметным огнем и стоили ему серьезных потерь. Весьма напряженные артиллерийские бои продолжаются на участке к северу от Сувилль и в районе Лофе. На остальном фронте—обычная перестрелка». (ПТА).
ГАВР, 25-го июня (8-го июля). Бельгийское официальное сообщение:
«Утром происходил довольно оживленный артиллерийский бой в районе, соседнем с Ньепором, и к востоку от Рамскапелле. Наш обстрел Дрихрахтен—Стенстрате успешно продолжался. К концу дня развился оживленный бой при помощи бомб близ Стенстрате и Бусинге». (ПТА).
ПАРИЖ, 25-го июня (8-го июля). Агентство Гаваса сообщает:
«Характерной чертой сражения 24-го июня явилось возобновление англичанами наступления, которое представлялось необходимым для обеспечения сражению на Сомме победоносного развития. Более медленное продвижение вперед участках английской и французской армий заметно выравнивается, и все позиции достигли нового выпрямления. Наши союзники с успехом употребили на это сегодня свои силы, причем им удалось добиться на фронте в 7 километров серьезного продвижения. Извилистая линия их фронта выравняется при дальнейшем наступлении.
На французском фронте—весь день господствовало временное полное затишье. Неприятель не возобновлял вчерашних бесплодных контратак, ограничиваясь в настоящее время тем, что наспех окапывался. Мы, со своей стороны, выжидая достижения англичанами выравнивания с нашими линиями, пользуемся этой отсрочкой для того, чтобы продвинуть нашу артиллерию». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 24-го июня (7-го июля). Сообщение итальянской главной квартиры:
«Между р. Адидже и Астико происходила напряженная деятельность артиллерии. Неприятельские батареи обстреливали склоны Монте-Маджо. К северу от Позины неприятель все еще оказывает сопротивление нашим атакам. На Монте-Чимоне наша пехота продолжает продвигаться вдоль долин Рио-Фреддо и Астико. На плоскогорье Сетгт-Комуни наши войска поддерживаемые артиллерией, возобновили атаки на сильно укрепленные неприятельские линии от Монте-Интеррото до Монте-Кампиголетто.
Мы заняли два важных пункта неприятельской оборонительной линии близ Казерацебио и Мальгапецца, захватив 359 пленных, в том числе 5 офицеров и 3 пулемета. Ожесточенные контратаки на захваченной нами позиции были отражены с тяжелыми потерями для неприятеля. В долине Кампелле мы продолжали выбивать неприятельские отряды со склонов к востоку от Мазо и захватило 102 пленных. На остальном фронте происходила артиллерийская деятельность. На участке Монфальконе неприятель пытался произвести две атаки на наши новые позиции к востоку от Сельца, но был отброшен штыковым ударом, оставив в наших руках около 30 пленных». (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
На фронте наших северных армий никаких особенных боевых действий не происходило. В последнем сообщении Штаба Верховного Главнокомандующего отмечается лишь на фронте Двинских укрепленных позиций некоторая энергия противника, которая в эти дни свелась к неудачной для германцев атаке в районе юго-западнее озера Свентен, т. е. ближе к Ново-Александровскому направлению.
В связи с развитием боевой деятельности обеих сторон воздушная разведка и метание бомб с аэропланов производится в настоящее время с большой энергией. Противник не перестает обращать свое напряженное внимание на Молодеченский железнодорожный узел, над которым вновь сбросил до 40 снарядов и сжег наш склад сена. Также усиленно германские аэропланы производят полеты и в центре расположения нашего западного фронта, где в районе Шубинского канала (к востоку от слияния рек Березины и Немана) нашей артиллерией был сбит один из них.
В Барановичском направлении противник продолжает проявлять свою настойчивость в производстве новых контратак в районе деревни Одуховщизны, которые, однако, отбиваются нашим ружейным и артиллерийским огнем.
В общем на фронте генерала Эверта отмечается сравнительное ослабление боевого напряжения, что, до известной степени, объясняется новым направлением наших операций в Ковельском районе, где положению противника создается угроза, раньше казавшаяся менее вероятною.
По поводу этого вопроса в последних сведениях снова отмечает продвижение наших частей на Сарненском направлении, где они, тесня неприятеля, с боем продолжают уже «в нескольких местах», переправу через реку Стоход. Противник взрывает за собою все мосты и паромы, стремясь затруднить нашу активную в этом направлении работу, но это ему не удается и наши полки уже ведут горячий бой в районе Свидников и станции Новый Моссор Ковель-Ровненской железнодорожной линии.
Таким образом, первоначальная переправа здесь полковника Кислого положила прочное основание нашему успеху и наши войска уже дерутся на дальнейших точках того же направления.
В общем Верхний Стоход, как пока известно, нами пройден окончательно у Свидников и у д. Углы; на остальных участках той же реки мы подошли вплотную к реке еще накануне и, возможно, что и там, где либо ближе к Ковель-Сарненской железной дороге, наши части успели перейти эту реку.
На Владимир-Волынском направлении борьба в районе Киселина и Зубильно, видимо, для противника стала не под силу и наши войска, перейдя в неожиданное наступление, обратили его в бегство.
В общем, можно считать, что вторая задача генерала Каледина, сводившаяся после прорыва австрийского фронта к удержанию бешеных контратак подоспевших германских подкреплений, исполнена не менее блестяще, чем и первая.
Результаты последних боев на фронте генерала Каледина, помимо колоссального количества взятых пред этим пленных и трофеев, сводятся к захвату еще более двадцати тысяч австро-германских солдат, при большом количестве орудий, пулеметов и прочих материальных трофеев.
На Галицийском участке боевого фронта идет упорная борьба на обоих берегах реки Днестра, которая пока еще не определилась.
В Буковине к западу от Кимполунга нами отброшен противник от деревень Фундул-Молдава и Валепутна, находящихся в 15 верстах к западу от названного первого пункта и местечка Позерита.
За две недели боев генералом Лечицким взято до 30 тысяч пленных.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 07 июля (24 июня) 1916 года
Первая мировая война. 08 июля (25 июня) 1916 года
Первая мировая война. 09 июля (26 июня) 1916 года
Первая мировая война. 10 июля (27 июня) 1916 года
Первая мировая война. 11 июля (28 июня) 1916 года
|