По материалам периодической печати за октябрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Перелом в сторону большевиков
В течение 29-го в общем положении произошел перелом в сторону неблагоприятную для правительства.
В чем тут дело, выяснить сейчас еще невозможно. Можно лишь отметить ряд отдельных штрихов, из которых получается не цельная картина, а какая-то загадка.
Прежде всего появление подложного бюллетеня № 1 Комитета Спасения Родины и Революции:
„..освобождены все юнкерские училища,.. занят Михайловский, захвачены броневые и орудийные автомобили, занята телефонная станция, стягиваются силы для занятия Петропавловской, Крепости и Смольного Института, последних убежищ большевиков. Предлагаем ...арестовать всех комиссаров так называемого военно-револ. комитета. Всем воинским частям... приказываем немедленно стягиваться в Николаевское юнкерское училище, Инженерный замок.
Под этим документом подписи Авксентьева, Гоца, Синани и др. Все эти лица на другой день заявили, что они такого документа и не видали. Из всех имеющихся у нас петроградских газет бюллетень оказался только в „Новой Жизни", к которой большевики благоволят. «Дело Народа» определенно назвало его провокационной выходкой большевиков.
А между тем некоторые события 28-го явились как бы попыткой осуществить то, о чем бюллетень говорит, как о свершившемся уже факте.
Михайловский манеж быль действительно занят еще с ночи 28-го юнкерами и оттуда действительно были взяты броневики, с помощью которых утром были на некоторое время занята телефонная станция. Но юнкерские училища отнюдь не были „освобождены", потому что они не были захвачены до этого большевиками. Наоборот, с утра 29-го большевики осадили Владимирское училище и к 3 часам дня взяли приступом, расправившись зверски с юнкерами, как и при обратном захвате телефонной станции такова же была участь Павловского училища.
В заседании Петроградского Сов. Раб. и Солд. Деп. Троцкий заявил, что Павловскому училищу был предъявлен ультиматум сдаться в 20 минут.
„Когда павловцы отказались, наши орудия сравняли училище с землею".
К инженерному замку стягивались не войска, верные правительству, а наоборот, верные правительству, большевистские, для обстрела замка.
По словам „Новой Жизни" большевиками были перехвачены телеграммы Керенского в некоторые юнкерские училища и к казакам с приказанием выступить и занять определенные пункты города. Весьма возможно, что между Керенским, подходившим тогда к Петрограду, и юнкерами, уцелевшими в некоторых училищах, было условлено открыть действия против большевиков одновременно с фронта и тыла, что большевики узнали об этом плане, но уже после захвата юнкерами Михайловского манежа и телефона и предупредили лишь дальнейшие выступления своих противников, а бюллетень издали позднее, при том не в виде приказа Керенского, а в такой форме, чтобы восстановить свою чернь против Комитета Спасения и социалистических лидеров, враждебных им.
Как бы то ни было, юнкера выступили, потерпели неудачу,—и быть может в связи с этим Керенский, занявший в ночь на 29-е уже Царское Село, начал с 30-го отступать, а большевики повели против его войск энергичное наступление.
Быть может тоже в связи со всем этим Комитет Спасения Родины и Революции постановил
I. Вступить в переговоры с Временным Советом Российской республики и центральными комитетами социалистических партий, представленных в Комитете, об организации демократической власти, обеспечивающей:
а) быструю ликвидацию большевистской авантюры методами, гарантирующими интересы демократии;
б) решительное подавление всех контрреволюционных попыток и погромов;
в) принятие всех мер к тому, чтобы Учредительное Собрание было собрано в установленный срок;
г) энергичную внешнюю политику, путем предложения союзникам заявить о своей готовности, немедленно приступить к переговорам для достижения мира на началах, отвергающих политическое и экономическое угнетение какой-либо из воюющих стран, а также активную оборону страны до тех пор, пока ей будут угрожать внешние враги;
д) проведение закона о передаче помещичьих земель в ведение земельных комитетов.
II. Обратиться к военно-революционному комитету с требованием немедленно сложить оружие, отказаться от захваченной власти и призвать шедшие за ним войска к подчинению распоряжениям Комитета Спасения Родины и Революции.
В свою очередь „Викжель" то есть, Центральный комитет железнодорожного союза, состоящий в большинстве из лиц, сочувствующих большевикам, взял на себя роль „нейтрального" посредника и потребовали борьбы, с тем чтобы организовать новую власть, куда вошли бы только социалисты, но в том числе и большевики, грозя иначе забастовкой. В же время "Викжель" принял меры к разрушению части железнодорожного пути, чтобы помешать наступлению войск Керенского.
Начались совещания социалистических партий, результаты которых еще не выяснены и теперь. Представители партии эсэров вначале были категорически против включения большевиков в новое правительство, но в дальнейшем, судя по некоторым сообщениям газеты, стали соглашаться не включение некоторых второстепенных вождей большевизма, видя в этом единственное средство прекратить гибельную междоусобицу.
Керенский согласился на перемирие и 30-го Комитету Спасения и „Викжелю" телеграфировал "мною приостановлены действия и послан представитель, комиссар при верховном главнокомандующем Станкевич, для вступления в переговоры. Примите меры к прекращению возможности напрасного кровопролития“.
А той порой, пока идут переговоры и пока длится перемирие, большевики, ведут себя по-прежнему, то есть совершают ряд насилий, рассказами о которых полны все газеты, не исключая рыки полны и „Новой жизни", столь благосклонной к ним.
Провинция, по сообщению той же газеты, относится в общем к авантюре большевиков с полным осуждением, ужасы творятся лишь в Москве, Казани и быть может, еще в некоторых городах, о которых мы не имеем сведений.
В Москве
Древняя столица очищается от авантюристов и предателей
29 окт., вечером, исполнит. комитет всероссийского железнодорожного союза сообщил петроградским представителям социалистических партий, что согласно телефонным переговорам, положение в Москве обстоит так:
Москва была окружена правительственными войсками, обстрелявшими столицу. Убитых около 700 человек.
В Москве, в течение дня велись переговоры между военно-революционным комитетом, с одной стороны, и общественными организациями и партиями с другой. В результате переговоров достигнуто соглашение, предложенное жел.-дорожным союзом, а именно: правительство должно быть образовано в составе членов всех социалистических партий от большевиков до народных-социалистов включительно.
В конце концов, к этому соглашению присоединился и командующий войсками, осаждавшими Москву.
Результаты этих переговоров еще неизвестны.
В Петрограде «Новой Жизнью» получены 29 окт. сведения, что в Москве продолжается гражданская война, и в ночь на 29 октября были разгромлены два винных склада, и толпа пьяных производит бесчинства. Повсюду в городе идет стрельба, есть много убитых и раненых.
Петроградским комитетом спасения родины и революции получена 29-го окт., днем, следующая телеграмма:
«В московском округе объявлено в пятницу, 27 окт., военное положение. После ультиматума военно-революционному комитету сдаться открыты военные действия.
В субботу, 28-го, в 7 часов утра, у большевиков отбит Кремль. Перестрелка вокруг Кремля и городской думы продолжается беспрерывно. Военно-революционному комитету предъявлен вторично ультиматум. Занявшие входы телеграфной и телефонной станции вчера внезапно оставили свои посты.
В Москву ожидается артиллерия и конница.
Подавление мятежа обеспечено, раздражение велико. Жертв очень много с обеих сторон и мирного населения, расстреливаемого с крыш большевиками. Командующий войсками полковник Рябцов действует решительно в полном согласии с комитетом общественной безопасности».
Большевики сорвали Учредительное Собрание
Орган центрального комитета партии соц.-революционеров «Дело Народа» в Петрограде, в центре предательского восстания большевиков, после захвата ими власти обрушивается на этих «отщепенцев народа» и «предателей революции», как именует их редакция «Д. Н.», целым рядом негодующих статей.
Вот что, между прочим, пишет «Дело Народа» по поводу срыва большевиками Учредительного Собрания в № 190 от 27 октября:
— Большевики объявили, что они немедленно созовут Учредительное Собрание.
Они неустанно кричали, что совет республики созван для срыва его. Они это говорили, зная, что это—неправда.
Теперь они заявляют, что они, и только они, созовут Учредительное Собрание.
Они это говорят, зная, что это—неправда.
Они не созовут Учредительного Собрания ни «немедленно», ни в назначенный срок. Они его сорвали уже.
Разве не ясно, что теперь начнется по всей стране гражданская война, и вся работа по выборам будет приостановлена?
Разве теперь до выборов стране и революционной демократии?
И если бы даже избирательная кампания не приостановилась, то самая агитация, самые выборы разве будут протекать так, как следовало бы, чтобы обеспечить законное течение всей работы?
Если большевики в Петрограде разгромили уже почти всю прессу, зажали кулаком рот всем, не согласные с ними, то разве они уже не нарушили добытой революцией свободы и свободы выборов?
Что же? Может быть, они с оружием в руках заставят граждан «свободно» избирать только их в Учредительное Собрание? Это—приемы ненавистного самодержавия!
Но—дальше.
Если они теперь всю власть захватили в свои руки и всегда заявляли, что только власть советов, т.-е. их собственная, спасет революцию, то они должны теперь же объявить солдатам и рабочим, что они не признают Учредительного Собрания.
Всем ясно, что в Учредительном Собрании они не будут в большинстве, что там будут и «буржуи», и, значит, их власть должна прекратиться через месяц.
Что же? Они сдадут свои позиции, политые уже кровью, или... или не уступят захваченной власти никому? Если они сделают первое, то для чего же было захватывать теперь власть на один месяц, вызывая гражданскую войну?
Если они думают сделать второе, то, значит, для них не нужно Учредительное Собрание, и их обещание созвать его немедленно является обманом солдат и рабочих.
Товарищи, не позволяйте большевикам больше обманывать вас...
Боритесь с ними, они сорвали созыв Учредительного Собрания в срок!
Разоблачайте их, идите в казармы и на заводы, рассказывайте правду о большевиках. Скорее прекращайте кровавую затею большевиков!
Кровожадные слова
На заседании 29 октября петр. Совета. Р. и С. Д. Троцкий возвещал врагам большевизма «беспощадный бой», «беспощадный расстрел», «беспощадную месть».
Эти кровожадные слова вызовут самый резкий протест со стороны всякого убежденного социалиста и всякого истинного революционера. «Беспощадный расстрел» и «беспощадную месть» мог бы прославлять только какой-нибудь Галлиффэ», только какой-нибудь свирепый подавитель коммуны. Но в устах вожака трудовых масс они просто чудовищны. Они дышат такою злобою и вместе с тем, такою фальшью, что только приведенные в наступление люди могли бы найти в них отзвук своего настроения.
На нормального же человека они производят впечатление отвратительного визга.
И это—претендент на трагическое величие Робеспьера!
Н. Р.
Еще по теме
|