Памятник князю Пожарскому и гражданину Минину в Москве
Среди Красной площади, богатой и славными, и кровавыми воспоминаниями в семисотлетней истории Москвы, в виду священных для каждого русского стен московского Кремля, возвышается памятник двум героям смутного времени —кн. Дмитрию Михайловичу Пожарскому и гражданину Козме Минину. Памятник этот, грандиозностью своего создании привлекающий внимание каждого приезжего в Москву, вполне заслуживает того, чтобы быть воспроизведенным в рисунке на страницах нашего издания в ряду рисунков прочих достопамятностей нашего отечества.
Достойно замечания, что мысль о сооружении памятника Пожарскому и Минину явилась и к осуществлению ее приступлено в 1808 году, т. е. в ту именно многознаменательную для России эпоху, когда горизонт ее был обнесен грозными тучами, когда громовые удары уже поражали наше отечество, когда наконец наступило время, что весь 1612 год со всеми своими кровавыми подробностями, с бедствиями народной войны и с славной гибелью Москвы — должен был воочию повториться в 1812 году!
Напомним некоторые, быть может не всем известные, подробности как о сооружении этого памятника, так и об открытии его.
В 1808 году академия художеств задала программу на конкурс: проект памятника Минину и Пожарскому; представлено было несколько проектов и из них был утвержден проект уже знаменитого в то время русского скульптора, впоследствии бывшего ректором академии художеств, Мартоса. Тогда же открыта была подписка на сооружение памятника.
Общество, патриотически настроенное совершавшимися и наступавшими политическими событиями, с восторгом встречавшее в трагедиях Озерова каждый стих, напоминавший о любви к отчизне, довольно живо откликнулось на призыв к жертвам на памятник героям 1612 года. В короткое время собрано было до 156 т. руб.,—сумма для того времени довольно крупная; император Александр I пожертвовал, с своей стороны, 20.500 р., итого составился капитал в 170.500 руб.
Памятник задуман в громадных размерах. Фигуры его, каждая в шесть с половиной аршин, то есть почти аршином более фигуры Петра в известном памятнике на Исаакиевской площади.
Отлитие фигур, барельефов и прочих принадлежностей памятника поручено было Екимову, снискавшему уже тогда известность отлитием статуи Екатерины II, памятника Суворову (на Царицыном лугу), четырех статуй для Казанского собора и друг.
Екимов приступил к работе в 1815 году. В литейной академии художеств, в шестнадцати печах, выстроенных собственно для этой громадной работы, выставлено было для памятника до 2,550 пудов меди и бронзы. В производстве этой работы, весьма старательно и искусно выполненной вполне русским художеством, обратило тогда же всеобщее внимание то обстоятельство, что впервые отливались не только фигуры, но даже группа не по частям, как то обыкновенно делалось до того времени, а целиком, одновременно. Таким образом, если не ошибаемся, Екимову принадлежит честь первого по времени опыта отлития фигур в нашем отечестве не по частям, а в целом их составе, зараз.
В 1818 году памятник был готов и поставлен на Красной площади.
Группа представленная на нем, изображает тот момент, когда Минин является из Нижнего Новгорода к страждущему от ран кн. Пожарскому в его поместье и предлагает ему стать во главе народного ополчения. Минин стоит: правой рукой он показывает на Москву, левой подает Пожарскому меч.
Вся фигура нижегородского гражданина изображает твердость и решимость. Пожарский сидит на одре; он еще болен, но одна рука его уже берет от Минина меч, а другая, щит с изображением образа Спасителя. Мускулы и положение тел, драпировка, выражение лиц—все это сделано весьма отчетливо и хорошо.
Памятник поставлен на гранитном пьедестале, не достаточно впрочем высоком для таких громадных фигур, и это обстоятельство, по нашему мнению, несколько ослабляет то приятное впечатление, которое вызывается видом красивого монумента.
На пьедестале два барельефа: один, к стороне Кремля, изображает нижегородцев в тот момент, когда, откликнувшись на пылкий призыв Минина, они сносят разное имущество на устроение рати против врагов отечества; а на другом барельефе, к стороне гостинного двора, изображено бегство поляков из Кремля и преследование их русскими.
Нельзя сказать, чтобы фигуры на барельефах вышли удачны; притом нельзя также не заметить, что художник, раб своего времени, изобразил русских и поляков не в свойственных эпохе 1612 года костюмах, а в одеяниях древней Греции. Не надо забывать, что лжеклассицизм набрасывал в то время свою тогу одинаково, как на литературу и театр того времени так и на скульптуру и живопись.
Надпись на пьедестале, вызолоченными буквами, изображает следующее:
«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия 1818 г.»
20 февраля 1818 года памятник был открыт. Открытие это произошло при весьма торжественной церемонии, в присутствии императора Александра I, императриц, матери и супруги его, великих князей и блестящего двора; был парад войскам, гремела музыка и десятки тысяч народа, покрывшего всю окрестность Красной площади, крыши домов, церквей и лавки—радостными криками приветствовали стоявшего у подножия памятника героям 1612 года Государя, явившего не меньшую твердость и решимость для спасения отечества в 1812 году.
Всемирная иллюстрация, № 26 (21 июня 1869 г.)
|