Генерал Петр Николаевич Краснов
Отставка Краснова
Непрерывный успехи красных войск на Южном фронте имели своим результатом выход в отставку донского атамана генерала-от-кавалерии Краснова, одной из крупнейших фигур российской контрреволюции.
А. М. Каледин
Буржуазно-помещичьи группы России думали превратить Дон в Вандею русской революции. Еще в 1917—1918 годах контрреволюционеры боролись под начальством Каледина в Области Войска Донского и оттуда думали положить начало восстановлению единой великой России. Но отряды красногвардейцев и матросов разбили офицерские банды Каледина, и он, предвидя гибель своего дела, покончил самоубийством.
М. П. Богаевский
Его помощник Богаевский, взятый в плен Советскими войсками, в письме к своим партизанам признал всю работу, направленную против Советской власти, глубокой исторической ошибкой, призывал своих сторонников сложить оружие и отказаться от сопротивления рабочей революции.
Русская контрреволюция была не в состоянии собственными силами бороться против рабочих и крестьян, но она воспрянула к новой жизни при поддержке сперва германского, а затем и Союзнического империализма.
В тяжелую эпоху, последовавшую за Брестским миром, Дон опять перешел в руки реакции; кабацкий генерал Краснов, шедший в октябре 1917 года с Керенским на Петроград и отпущенный на честное слово Советской властью, весной 1918 года при помощи войск императора Вильгельма отвоевал Дон у рабочих и крестьян.
Но, обязанный своей властью Вильгельму II, Краснов после крушения германского империализма переменил свою ориентацию,—он становится теперь клиентом Антанты, оказывавшей ему поддержку оружием, снарядами, деньгами. Но и помощь союзников не в состоянии была спасти безнадежно погибшего дела.
В своей знаменитой речи на собрании малого войскового круга 6 февраля Краснов вынужден был признать полное крушение своего дела: яд большевизма проникает в застрахованные, как казалось Краснову, от него круги, - войска Краснова целыми полками переходят на сторону рабоче-крестьянской власти. Офицерство, главная опора реакции, дезертирует в советский лагерь. Сам Краснов одним из первых, подобно крысе, покидает тонущий корабль контрреволюции.
Отставка Краснова глубоко симптоматична; она указывает на то, что дело контрреволюции на Дону проиграно окончательно. Место Краснова занял помощник наказного атамана Богаевский,- но ясно, что и ему не спасти положения.
Союзники не имеют возможности устроить в настоящее время крупный десант, они вынуждены отзывать обратно посланные ими в Россию войска. Все обещания Антанты о помощи оказались пустым звуком. Французские и английские солдаты не желают воевать для удушения русских рабочих и крестьян; они устраивают свои солдатские советы. Без помощи извне Красновская армия обречена на разложение, ее распад будет расти в геометрической прогрессии.
Самоубийство Каледина и письмо Богаевского были показателем поражения контрреволюции в 1918 году. После этого ей удалось собраться с новыми силами, опираясь на поддержку иноземного империализма. Отставка Краснова в настоящее время является симптомом окончательного краха контрреволюции,—у нее нет резервов, которые могли бы придти ей на выручку.
Северная коммуна 1919 № 046, 27 февраля
|