По материалам периодической печати за март 1918 года.
К отделению церкви от Государства
Отношение крестьян к этому вопросу
Теперь, когда контрреволюция подняла такой шум по поводу намерения Комиссариата Призрения использовать помещение Александро-Невской Лавры с целью устройства приюта для больных и увечных, интересно узнать об отношении к этому вопросу в провинции.
В Петроград сейчас прибыли члены местных Советов и рассказывают о некоторых случаях, свидетельствующих, что трудовое крестьянство прекрасно разбирается в этом вопросе и всецело стоит на стороне справедливых мероприятий Советской власти.
Так, делегаты из Псковской губернии рассказывают нам о нижеследующем. В 50 верстах от Пскова есть богатый Печерский монастырь, около которого расположено местечко «Печоры». В этом монастыре, так же, как и в Невской Лавре, безмятежно живут ризоборные тунеядцы, мечтающие отстоять свои капиталы и имущества.
Однако, местное крестьянство, узнав о мероприятиях Комиссариата Призрения, собралось для обсуждения судьбы Печорскаго монастыря. На этом сходе было вынесено интересное решение, свидетельствующее о безусловно сознательном отношении крестьянства к указанному вопросу. Было решено предложить монастырю отдать свои помещения под школу, которую должны организовать сами монахи, при участии выборных от населения лиц. Монахи должны работать по созданию этой школы, оборудовать помещение, озаботиться его материальными средствами, прислугой и т. п.
Монахам было заявлено, что если они «добровольно» пойдут на исполнение этого предложения, то крестьяне совершенно не будут трогать самого монастыря, оставив часть помещений для нужд монахов.
—Мы не против Бога, а против бездельников. Пусть-ка теперь монастырь послужит на настоящее Божие дело—просвещение.
Вот как объясняют крестьяне свое постановление. Они доказывают, что такое решение совершенно не затрагивает и интересы умерших жертвователей на нужды монастыря, преимущественно местных людей, так как теперь монастырь с созданием школы, будет служить местному краю.
Известия Вологодского губ. совета раб., солд. и крест. деп. 1918 № 056, 6 марта (21 фев)
Выход из духовного звания
ВЛАДИМИР. В духовную консисторию подано следующее заявление священника Иванова.
„Прошу немедленно исключить меня из духовного звания, ибо считаю для себя позором находиться в нем, так как духовенство всегда было враждебно передовому народу, обманывая его разум всякими небылицами и паразитически жило и живет за счет трудящихся массы".
Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот 1918, №32 (77) (8 марта)
Притон в монастыре
В ночь на 13 марта в 1 версте за г. Дмитровым, Московской губ. в местности, называемой „Сосняг", вдруг прозвучало до сорока ружейных выстрелов.
Это производилось нападение на местных крестьян, возвращавшихся с мельницы. Кучка негодяев грабила у них муку.
Об этом сейчас же было сообщено начальнику местной милиции.
Начались энергичные розыски и вскоре удалось выяснить, что нападавшие укрылись в местном Борисовском монастыре у послушника Николая.
На следующий день милиция проникла в монастырь, преступники были арестованы в тот момент, когда накладывали на себя грим, вероятно для нового разбоя.
При аресте, кроме грима, в келье „послушника" Николая были отобраны следующие „монастырские" принадлежности: гармония, карты, балалайки, две полбутылки из-под ханжи и платок с ручной вышивкой „кого люблю, того дарю".
Перед монастырем собрался народ, и когда арестованных повели в милицию, толпа „послушнику" Николаю воткнула в карманы половинки из-под ханжи, и заставила его всю дорогу до милиции играть на отобранной гармонике.
Забудется ли эта картина „братией" монастыря, который оказался притоном грабителей?
|