Отмена расстрелов по приговорам ВЧК
Разгром Юденича, Колчака и Деникина, занятие Ростова, Новочеркасска и Красноярска, взятие в плен "верховного правителя" создают новые условия борьбы с контрреволюцией.
Разгром организованных армий контрреволюции подрывает в корне надежды и расчеты отдельных групп контрреволюционеров внутри Советской России свергнуть власть рабочих и крестьян путем заговоров, мятежей и террористических действий.
В условиях самообороны Советской республики против двинутых на нее Антантой контрреволюционных сил, рабоче-крестьянское правительство вынуждено было прибегнуть к самым решительным мерам подавления шпионской и мятежнической деятельности агентов Антанты и служащих ей царских генералов в тылу красной армии.
Разгром контрреволюции вне и внутри, уничтожение крупнейших тайных организаций контрреволюционеров и бандитов и достигнутое этим укрепление советской власти дают нам ныне возможность отказаться от применения высшей меры наказания, т. е. расстрела, к врагам советской власти.
Революционный пролетариат и революционное правительство советской России с удовлетворением находят, что взятие Ростова и пленение Колчака дают ему возможность отложить в сторону оружие террора.
Только возобновление Антантой попыток путем вооруженного вмешательства и материальной поддержки мятежных царских генералов вновь нарушить устойчивое положение советской власти и мирный труд рабочих и крестьян построению социалистического хозяйства может вынудить возвращению к методам террора.
Таким образом отныне ответственность за возможное в будущем возвращение советской власти к жестким методам красного террора ложится целиком и исключительно на правительство и правительствующие классы стран Антанты и дружественных ей русских капиталистов.
Вместе с тем, чрезвычайная комиссия получает возможность обратить усиленное внимание на борьбу с основным нашим для данного момента внутренним врагом-хозяйственной разрухой, со спекуляцией, преступлением по должности, содействовать всеми находящимися в их распоряжении средствами налаживания хозяйственной жизни, устраняя все препятствия, создаваемые саботажем, недисциплинированностью и злонамерением.
Всероссийская чрезвычайная комиссия постановляет:
1) Прекратить с момента опубликования этого постановления применение высшей меры наказания (расстрел) по приговорам в. ч. к. и всех ее местных органов.
2) Поручить тов. Дзержинскому войти в совет народных комиссаров и в. ц. и. к. с предложением о полной отмене применения высшей меры наказания не только по приговорам ч. к. и приговорам городских губернских, а также верховного при в. ц. и. к. трибунала
3) Постановление это ввести в действие по телеграфу.
Председатель в. ч. к. Ф. Дзерджинский.
Красный Север 1920 № 012, 18 января
Еще по теме
Отмена смертной казни в Советской России
|