По материалам периодической печати за октябрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Отклики печати
Все о том же
Вся петроградская печать продолжает говорить все о том же. Мнения различны, но тема одна:
что день грядущий нам готовит? И по общему убеждению противников и сторонников, готовит он нам нечто прескверное в образе большевистского восстания.
В этом пункте, кажется, нет разногласий, если, конечно, не считаться с мнением авторов этой авантюры,—будет скверно и нервно.
Что же именно? А вот что:
„На улицу выползет неорганизованная волна, плохо понимающая, чего она хочет и, прикрываясь ею, авантюристы, воры, профессиональные убийцы начнут „творить историю русской революции".
И еще:
„Весьма вероятно, что на сей раз события примут еще более кровавый и погромный характер, нанесут еще более тяжкий удар революции".
Так говорят авторитеты... Мы приводим слова не какого-нибудь зайца-обывателя, не презренного буржуя,—это пишет Максим Горький в достаточно большевистской «Новой Жизни».
Горький, Зиновьев и Ленин
Но Горький не одинок даже в большевистской компании... Гибельность этой авантюры несомненна, по словам той же «Новой Жизни», и для таких большевистских авторитетов, как Каменев и Зиновьев, которые находят:
„что взять на себя инициативу вооруженного восстания в настоящий момент, при данном соотношении общественных сил, независимо и за несколько дней до съезда Советов,—было бы недопустимым, гибельным для пролетариата и революции шагом".
Но Ленин стоит на своем, стоит и настоит. Еще накануне М. Горький решался утверждать, что во всяком случае к этой скверной затее непричастен большевистский комитет, что это дело—каких-то
«бесстыднейших авантюристов или обезумевших фанатиков».
Но в причастности центральной большевистской организации к заговору теперь, вероятно, убедился и Горький. Сам Ленин объявляет в «Рабочем Пути», что в прошлое воскресенье «в очень важном большевистском собрании»
„обсуждался тот самый вопрос о восстании, который обсуждается и воскресными газетами всех направлений. На собрании было представлено все влиятельнейшее из всех отраслей большевистской работы в столице. И только ничтожнейшее меньшинство собрания, именно всего-навсего двое товарищей, заняли отрицательное отношение. Доводы, с которыми выступали эти товарищи, до того слабы, эти доводы являются таким поразительным проявлением растерянности, запуганности и краха всех основных идей большевизма и революционно-пролетарского интернационализма, что нелегко подыскать объяснений столь позорным колебаниям".
У подавляющего же большинства вожаков большевизма колебаний нет:
„Отказ от восстания,—говорит Ленин,—есть отказ от передачи власти советам и „передача" всех надежд и упований на добренькую буржуазию, которая „обещала" созвать Учредительное Собрание".
Словом, необходимо восстание!..
Ленин и его московские подголоски
Если Ленину изменил Зиновьев, то ему остаются верны его московские друзья, которые не перестают призывать к погромному восстанию без страха, без колебаний. Для этого все поводы хорошо. Вот сегодня «Известия» м. с. р. д. пишут:
„Рабочие и солдаты Москвы должны быть наготове. Нет достаточно ясных сообщений о том, что совершилось в Калуге. Но как раз эта неясность и делает калужские сообщения в особенности подозрительными для революционной демократии. Может быть, нам завтра же придется дать грудью отпор новому покушению на революцию. Будем же все готовы к отпору по призыву советов".
Но что же случилось в Калуге? Что так воспламенило публицистов московского совета? В Калуге, видите ли, образовался большевистский совет солдатских депутатов и начал действовать... Прежде всего, по словам «Известий», была сделана
„попытка реквизировать совместно с профессиональным союзом типографов губернскую типографию и освобождение пяти человек анархистов из тюрьмы своей властью после того, как все попытки разрешить вопрос мирным путем ни к чему не привели. Кроме того, вопреки постановлению городской управы, воспользовались городским садом для устройства гулянья с благотворительной целью в пользу партии".
Дальнейшая деятельность калужского совета в том же превосходном духе однако была прекращена высланными в Калугу войсками.
Понятна обида «Известий»! Они и бьют в набат, а соединенные советы производят тем временем расследование, кто и на каком основании посмел прекратить эти большевистские «освобождения» и «реквизиции»!?
К выступлению большевиков
Вчерашний день, с которым связывались ожидания большевистского выступления, и сегодняшний прошли совершенно спокойно. Хотя уже третьего дня можно было с уверенностью сказать, что выступление большевиков не состоится, тем не менее военными и административными властями 6ыли приняты решительные меры предосторожности.
Милиции было предписано увеличить наряды дежурств и не допускать сборищ, а зачинщиков и подстрекателей к беспорядкам немедленно арестовывать. Караулом юнкеров были заняты не только здания, имеющие государственное значение, —почта, телеграф и телефон,—но и некоторые частные здания, служившие объектом нападения во время июльского мятежа. Значительно были усилены военные патрули, охраняющие Мариинский дворец, а на Дворцовой площади размещен отряд бронированных автомобилей.
Особенное внимание было обращено на охрану складов спирта, которая была вверена специальным отборным резервам. В рабочих кварталах вчера и сегодня работы шли нормально. На некоторых заводах вчера состоялись митинги, на которых выносятся резолюции против выступления. Несмотря на это настроение в населении было заметно тревожное. По сравнению с другими днями на улицах вчера публики было значительно меньше. Многие родители не отпускали учащихся в школу. Домовые комитеты установили стражу у домов в течение всего дня и ночью.
Пользуясь тревогой среди населения, темные силы делали попытки вызвать искусственную панику. По городу распространялись разные провокационные слухи о разъездах вооруженных автомобилей и т. п. По проверке эти слухи оказывались ложными.
Из Финляндии военным министерством получено сообщение, гласящее, что самостоятельное выступление большевиков в Финляндии вряд ли возможно. Но если будет выступление в Петрограде, то и Финляндией будет оказана поддержка.
Русские Ведомости, № 242, 22 окт.
Еще по теме
|