По материалам журнала Всемирная иллюстрация, № 23 (31 мая 1869 г.)
Остров Валаам и валаамский монастырь
С открытием навигации но Неве и Ладожскому озеру, как для богомольцев, так и для любителей природы, снова открылась возможность посещать остров Валаам, замечательный святынями, находящимися в Спасопреображенском валаамском монастыре и своим необыкновенно живописным местоположением.
В северной части самого большого озера в Европе находится небольшой архипелаг, состоящий почти из сорока скалистых, различной величины островов, отделенных друг от друга узкими проливами, и образующими между скалистыми выступами своих берегов небольшие бухты и заливы. Архипелаг этот тянется на пространстве 12 верст с востока на запад и на семь верст—с юга на север.
Высокие, отвесные берега островов, состоящие из серого гранита, покрыты весьма скудной растительностью, из мха и мелких кустарников и только на самом верху, на поверхности острова, где слой удобной для растительности почвы значительно толще, простираются довольно большие, густые леса, преимущественно хвойных дерев. Все эти группы островов принадлежат монастырю, построенному на самом большем из них, острове Валааме, составляющем три четверти всех монастырских владений.
Глубина вод озера около островов различна и колеблется от трех до десяти, а иногда доходит и до сорока сажень; в расстоянии же четверти версты от берегов глубина достигает до ста сажень.
Большей частью отвесные, иногда до 20 саженей вышины, скалистые берега острова Валаама, придают ему необыкновенно суровый, мрачный характер, который как нельзя более идет к иноческой жизни его населения, состоящего исключительно из монахов. Огромные серые глыбы гранита, поросшего мхом и редкими кустарниками и деревьями, вырастающими из глубины трещин, придают природе острова своеобразный вид. Издали, высоко выдающийся из воды остров, с группой монастырских зданий, имеет вид неприступной твердыни. Довольно обширные, густые леса острова, вследствие неглубокого слоя земли, покрывающей гранит и образовавшейся из его выветривающихся частей, сильно страдают от частых осенних бурь и сильных ветров, которыми вообще известно Ладожское озеро. Поэтому, толстые, дуплистые стволы сосен и елей повсюду нагромождены в лесных чащах, что еще более усиливает мрачное впечатление, производимое природой острова. По восточной и западной сторонам острова тянутся к югу несколько озерков, глубина которых доходит до четырех сажень, а вода отличается значительным содержанием железа.
Основание валаамской обители одни приписывают ко времени княжения великого князя Владимира святого, другие — ко времени святой Ольги. Некоторые полагают, что некогда Валаам был центром язычества, где помещалось главное капище Велеса или Волоса («скотьего бога»), от имени которого и стараются произвести название Валаам. Местное предание рассказывает, что христианская религия была проповедуема здесь св. ан. Андреем Первозванным, прибывшим на остров по Волхову из Новгорода.
Основателем монастыря на Валааме считается преподобный Сергий валаамский: в 960 году, на острове, как говорится в рукописном житии св. Авраамия Ростовского, существовало уже организованное монашеское братство, под управлением игумена. Преемником преп. Сергия в деле иночества был св. Герман.
История валаамского монастыря, в прежнее время называвшегося обителью святой Троицы, полна различных бедствий и невзгод, постигавших его в первые периоды его существования. Так с XII до XVII века на остров нападали шведы, которые, ведя в это время частые войны с русскими, приплывали на судах к острову, жгли и грабили обитель и убивали монахов. К 1581 году иноческое население острова было постигнуто эпидемической болезнью, от которой погибло до 100 человек.
Все эти бедствия и несчастья, поражавшие монастырскую братию, благодаря благочестию князей русских, находили в них большое сочувствие и вознаграждение за разорения, причиненные шведами; князья давали возможность не только возобновлять разрушенные здания, но и улучшать самый монастырь и церкви. Только после разорения валаамского монастыря шведами в 1611 г., остров почти обезлюдел и обитель оставалась невозобновленной более ста лет. В 1717 году монастырь был возобновлен и с этого времени монастырская жизнь, благодаря обильным вкладам и пожертвованиям частных лиц и значительным суммам, пожалованным от правительства, стала развиваться; в 1833 г. уже все монастырские здания были каменные и доходы монастыря значительно увеличились, вследствие трудолюбивой жизни монахов. Они занимаются рыболовством, жгут уголь и гонят смолу; кроме того, исполняют необходимые для монастыря работы, пашут поля, разводят сады и огороды.
Устав валаамского монастыря составлен по образцу устава Саровской пустыни; он принят на Валааме в 1784 году настоятелем Назарием. Прекрасное описание как самого монастыря, так и жизни монахов находится в сочинении академика Озерецковского, посетившего Валаам в 1785 году, во время путешествия своего, с целью исследования Ладожского озера.
На широкой верхушке огромной гранитной скалы, по левую сторону от монастырского пролива, стоит здание монастыря, увенчанное несколькими куполами. Архитектура, как самого монастыря, так и всех принадлежащих к нему зданий, самая простая. Все кельи, как монастырские, так и братий, представляют небольшие комнаты со сводами, расположенные по одним сторонам длинного коридора. Кельи снабжены самой незатейливой и необходимой мебелью При монастыре есть небольшая аптека, снабженная всеми необходимыми медикаментами; при ней находится один из монахов, несколько сведущий в медицине и обучавшийся фармацевтическому искусству.
В монастырь находится шесть храмов, из которых первое место занимает собор Преображения Господня.
Он построен в древнегреческом церковном стиле и имеет вид четырехугольника, с полукруглым выдавшимся алтарем и высокой колокольнею.
Второй храм во имя св. Сергия и Германа валаамских, перестроен в 1858 году; здесь в большой серебряной раке покоятся мощи преподобных валаамских чудотворцев.
Затем по величине следуют храм Успения Пресвятой Богородицы,
св. апостола Петра и Павла, св. Троицы и Живоносного источника.
Несмотря на такое количество храмов, число их и вместимость бывают недостаточны в летнее время, по причине большого стечения богомольцев.
Вблизи монастыря построена для приезжающих каменная гостиница, по проекту архитектора А. М. Горностаева,утвержденному в 1850 г.,когда, вследствие открытия пароходства по Ладожскому озеру, число приезжающих богомольцев стало значительно прибывать и прибывает с каждым годом. Гостиница заключает в себе до ста нумеров, снабженных необходимой мебелью. К юго-западу от гостиницы помещается здание странноприимного дома, выстроенное также по проекту Горностаева, для помещения бедных богомольцев и береговых жителей, приезжающих в монастырь по делам.
Тут же невдалеке помещается и здание водопровода для подъема воды в монастырь из озера; здание это сооружено по плану уже упомянутого архитектора на пожертвованный нарвским купцом Орловым капитал в 10,000 р. Для подъема воды установлена паровая машина, которая с помощью приводов, пилит леса на доски, мелет муку и приводит в действие токарные станки. Кроме того, при монастыре находится прачешная и обширная, хорошо устроенная, баня. В нижнем этаже помещается кузница на два горна с мехами особого устройства, легко приводимыми в действие.
С северной стороны, к монастырю примыкает довольно обширное кладбище. На берегу озера разведен отличный фруктовый сад, существующий уже более двадцати лет. На южной стороне острова разведен другой сад вместе с большими огородами; здесь растут различные лекарственныя травы и устроен питомник. По всему острову, по лесу—проведены широкие дороги, по сторонам которых построены небольшия часовни и воздвигнуты кресты.
Библиотека монастыря, хотя и утерявшая множество драгоценных рукописей во время разорения монастыря шведами, была возобновлена при императоре Петре I и содержит множество копий с жалованных монастырю грамот, а также значительное количество старопечатных книг и несколько рукописных книг исключительно аскетического содержания.
Кроме монастыря и принадлежащих к нему зданий, на острове находится несколько скитов; главный из них скит Всех Святых.
Рядом с островом Валаамом, на небольшом острове, называемом Никольским, находится еще скит святителя Николая, с храмом, построенным известным купцом Н. Н. Солодовниковым, пожертвовавшим на этот предмет более 50.000 р. Кроме того, на соединенных островах устроено еще несколько скитов.
В 1858 г., в июне месяце, валаамский монастырь был удостоен посещением Государя Императора со всем Августейшим семейством, пробывших там целый день.
В память своего посещения августейшая фамилия одарила монастырь богатыми вкладами; а Государыня Императрица изволила пожаловать игумену четки, украшенные бриллиантами, в знак особого своего благоволения и на память посещения обители Их Императорскими Величествами.
|