Ради хлеба
Целый ряд декретов, изданных Сов. Нар. Комиссаров за последние дни, вводит существенные поправки и улучшения в продовольственное дело. Каждый рабочий, если у него найдется недуг, чтобы внимательно прочесть эти декреты, убедится, увидит, как внимательно, как упорно и настойчиво трудится. Советская власть над тем, чтобы улучшить питание населения, как чутко прислушивается она к голосу жизни народной и ее требованиям.
Идет уже уборка хлеба, и надо помочь населению. В прошлой году в это время в деревнях некому было убрать хлеб: 14 миллионов взрослых работников стояло под ружьем. А за что?
За барыши капиталистам сражались. Просились на полевые работы, жаловались, а их не пускали; пустили в отпуск, а в самое горячее время угнали в казармы. Если бы хоть десятая часть этого числа сейчас взялись за оружие,—никакого голода не знала бы Россия, потому что масса хлеба, уже заготовленного, захвачена на пути чехословаками и белогвардейцами. Теперь было кому засеять с весны, и найдется кому убрать хлеб.
Первый декретом обеспечиваются семьи солдат действительной службы и досрочного призыва, находящихся в плену, пропавших без вести и потерявших на войне трудоспособность, а детям до 5 лет паек увеличивается до размера пайка взрослого.
Но ведь надо получить этот хлеб: Если предоставить все доброй воле тех кто имеет излишки хлеба, то мы заранее можем сказать, что ничего не получат бедняки и будут по-прежнему голодать. Чтобы этого не было, а также для того, чтобы хлеб вовремя был убран и правильно распределен, организуются по второму декрету уборочные и уборочно-реквизиционные отряды.
От врагов наших рабочий и крестьянин часто услышит, что Советская власть действует помимо и против воли трудящихся.
Что же говорят нам последние декреты о продовольствии?
К делу привлечены все Советы, все комитеты бедноты, все рабочие союзы и все народные комитеты по продовольствию. Не чиновники, а сами трудящиеся должны создать уборочные отряды в голодающих губерниях.
Этим отрядам дана ясная и важная задача: убрать озимые с бывших помещичьих полей, убрать хлеб в прифронтовых полосах, чтобы враг не захватил его еще на корню, убрать хлеб с полей заведомых кулаков и богатеев, которые не захотят поделиться излишками, и, вообще помочь своевременно убрать хлеб и ссыпать его в сыпные пункты.
Конечно, богатые будут вопить, что их грабят: на деле же произойдет лишь равномерное распределение излишков, местному же населению оставлено будет и необходимое количество для потребления, и запас засева.
Третьим декретом привлекаются к заготовке хлеба рабочие организации. Этот декрет вносит значительные изменения в продовольственную практику последнего времени. Пусть сами рабочие выделят из своей среды наиболее честных и энергичных и сами возьмутся за дело снабжения голодающих! Пусть сами испытают все трудности! Но чтобы каждый такой отряд не о своей только фабрике заботился, чтобы чувствовал связь свою со всем рабочим классом! Половину заготовленного хлеба на нужды пославший отряд организации, а половину для голодающих губерний вообще, и пусть уж продовольственный комитет распределит этот хлеб тем, кто больше голоден.
Одновременно опубликованный «положением о заградительных реквизиционных продовольственных отрядах, действующих на железнодорожных и водных путях», устанавливается «твердый порядок и закономерность» там, где отряды действовали очень часто без точных инструкций, по усмотрению, в одном месте так, в другом - иначе. И этим вызвали сильное озлобление со стороны населения.
Так в это трудное и сложное дело вносится порядок и закономерность, и теперь от самих трудящихся зависит, будет ли у них хлеб.
Не жалуйтесь, действуйте энергично, шлите преданнейших, честнейших, и толковых работников в эти уборочные и уборочно-реквизиционные отряды! Каждая рабочая организация должна это сделать, каждый комитет бедноты. Ради хлеба—вы сделаете это. И делая это великое в наши дни дело, вы будете помнить—дать хлеб, это значит сейчас спасти революцию, спасти рабоче-крестьянскую социалистическую революцию.
М. Пр.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 170, 11 авг (29 июля)
Организация помощи беженцам
Вызванный длительной войной поток беженцев, массами направлявшихся в Сибирь с первого года войны, и отказ советской власти в помощи им создали для сибирского правительства тяжелую обязанность устройства этих масс как в интересах их самих, так и в интересах сибирского населения.
Управляющий министерством внутр. дел товарищ министра А. А. Грацианов внес в совет министров особый проект организации помощи беженцам, который утвержден советом 1 августа в полном объеме и на днях по отпечатании его будет распубликован.
Впоследствии, с падением Риги и все возрастающей дороговизны беженцы огромной волной вновь двинулись в Сибирь со всех концов Европейской России, но здесь не было той поражающей нищеты, с какой явились сюда беженцы Западного края.
С 1 января с. г. бывшая советская власть, усматривая в оказании материальной помощи беженцам поощрение тунеядства и лени и желая приучить их к труду, всем, без исключения, отказала во всех видах материальной помощи.
Результаты такого отношения не замедлили сказаться.
Малолетние дети, потерявшие своих родителей навсегда или временно, по случаю болезни; лица, утратившие трудоспособность по болезни, или за старостью, многочисленные семьи, в особенности с одной работницей,—обречены были на голодное существование в буквальном смысле этого слова.
Обследование этой голодной массы беженцев, составляющей приблизительно четвертую часть таких беженских организаций, дает ужасающую картину.
Это—голодная, полуживая, болезненная масса, разутая, раздетая и вшивая, пораженная всевозможными заразными болезнями от чесотки до сыпного тифа включительно и с поражающим процентом заболеваемости и смертности.
Нищенство и разврат женщин и детей спасают от окончательной гибели этих вырождающийся класс населения.
Города и нарождающиеся земства, обессиленные войной и советской властью, без правительственной помощи не в состоянии бороться с этим беженским бедствием.
Нужна неотложная помощь государства.
Беженское движение в Сибири—общественное бедствие, и города и земства, которые призвавы к самому широкому и самостоятельному устройству общественной жизни, несомненно в этом отношении придут на помощь правительству.
Только при их содействии возможно на такие скромные средства оказать существенную помощь бедствующему беженскому населению.
Еще по теме
|