Очередная задача русской авиации
Три года текущей войны коренным образом изменили взгляд русских общественных кругов на роль авиации и воздухоплавания как в военных условиях, так и в мирной обстановке. Правда, о последнем приходилось судить предположительно, устанавливая возможность применения военных аппаратов для мирных целей путем их приспособления для культурных задач; как, например, для воздушно-почтовой и воздушно-пассажирской службы, для картографии, железнодорожных изысканий, гидрографических съемок, таксаторских работ, переселенческого дела, для исследования полярных стран и труднопроходимых областей и т. п.
Все эти развертывающиеся перспективы использования воздушных средств передвижения для развития производительных сил России требуют целесообразного направления авиационных работ и авиационной деятельности.
Ведь в зависимости от воздухоплавательной подготовки территории, от оборудования воздушно-дорожных путей и воздушно-дорожной сети, от постановки обучения воздушных шоферов и постройки воздухоплавательных аппаратов зависит успех применения и использования сейчас же после войны воздушных средств передвижения. А это средство передвижения окажется особенно необходимым для тех стран, которые, как, например, Россия, лишены будут возможности после войны приступить к широкому осуществлению железнодорожной и шоссейно-дорожной сети и в то же время, благодаря развитию отдельных, быть может, самых отдаленных, районов будут нуждаться в более тесном контакте между разбросанными по всей территории населенными пунктами.
Вот почему, говоря об очередной задаче русской авиации, необходимо на ряду с повышением боеспособности воздушных сил страны наметить те пути, по которым должны быть направлены все привлеченные к войне воздухоплавательные средства, чтобы с затратой наименьших усилий на реорганизацию и перевод всего хозяйства с военного положения на мирное достигнуть наиболее благоприятных результатов как для самой русской авиации, так и для всего нашего русского хозяйства.
У нас в России имеется целый ряд общественных организаций, как Отдел воздушного флота, Всероссийский Аэро-Клуб, Московское общество воздухоплавания и т. п., которые, правда, занимаются вопросами развития воздухоплавания в России, но которые, действуя разрозненно, без широко разработанной программы работ и не имея никакого тесного соприкосновения с широкими общественными кругами, не смогли обратить внимание русского общества на эти вопросы и не смогли привлечь к их разрешению все живые силы страны.
Ведь до сего времени не поднят вопрос о широкой демократизации русского общественного воздухоплавания и об освежении таких малодемократических организаций, как Всероссийский Аэро-Клуб, Московское Общество Воздухоплавания.
Необходимо немедленно поставить на очередь вопрос о создании Всероссийского Воздухоплавательного Союза, который объединил бы все воздухоплавательные и заинтересованные в воздухоплавании военно-общественные организации, как военно-промышленные комитеты, городской и земский союзы, земгор и т. п.
В этот союз должны войти все живые воздухоплавательные силы страны в лице летчиков, механиков и других лиц технического персонала, прикосновенных к воздухоплавательному делу. Этот же союз должен влить в себя и представителей воздухоплавательной промышленности, науки и военного дела.
Одна из главных задач союза в настоящее время—заняться вопросом о переводе русской авиации с военного положения на мирное, так как удачное разрешение этой задачи сможет во многом помочь дальнейшему культурному прогрессу России.
Мы не останавливаемся в настоящем очерке на других очередных задачах, так как успех их разрешения зависит во многом от успешной мобилизации общественных сил страны. В виду всей важности этих задач мы постараемся посвятить им целый ряд очерков.
Но на одно обстоятельство мы считаем необходимым немедленно указать. А именно, на ту работу, которая осуществляется в Германии, Австрии, Англии, Франции и Америке, в связи с начавшимся уже теперь, во время войны, правильным использованием воздушных сил для культурных целей.
В настоящее время известно об организации среди центральных держав правильных воздушных рейсов для почтовой и пассажирской службы, уже опубликованы и отчасти уже осуществлены проекты воздушно-почтовых и пассажирских рейсов Лондон—Индостан, Соединенные Штаты—Аляска, Англия—Франция—Италия и т. д.
Я. Злотогоров.
Армия и флот рабочей и крестьянской России 1917, №04 (7 дек.)
Еще по теме
|