nik191 Понедельник, 25.11.2024, 10:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Октябрь » 16 » Обзор печати 26 сентября 1917 г.
06:05
Обзор печати 26 сентября 1917 г.

По материалам периодической печати за сентябрь 1917 год.

Все даты по старому стилю.

 

 

Обзор печати

 


„Декларация 25 сентября", третья по счету декларация Временнаго Правительства, по отзыву „Рабочей Газеты", о многом недоговаривает:

„затушеван ряд острых вопросов, немало прямых умолчаний", „в существенном, она воспроизводит обще-демократическую платформу 14 августа, но явная печать компромисса, печать борьбы лежит на ней".

Отметив кое-какие недостатки декларации, главным образом в области внутренней политики, газета замечает:

"Ни было бы ошибочно на основании этих недочетов и умолчаний делать заключение о негодности правительственной программы, кричать о предательстве и измене «соглашателей». Надо признать, что в главном и существенном декларация отвечает требованиям демократии, особенно если вспомнить, что до Учр. Собрания остается каких-нибудь 1 1/2 месяца и что многого за этот срок сделать не удастся".

Орган меньшевиков ссылается при этом на бессилие, расколотость, растерянность демократии, как на причину, быть может, более значительных уступок и урезок, чем те, какими можно бы было ограничиться, если бы удалось сохранить единство демократии.

Впрочем, по мнению газеты, некоторая бледность и непоследовательность декларации не имеет очень большого значения:

„прежние декларации 6 мая и 8 июля были более ярки и последовательны,—многое ли из них однако осуществлено в жизни".

И газета разъясняет, что случилось это

"столько же по недостатку доброй воли Вр. Правительства и по причине саботажа министров-капиталистов, сколько вследствие творческой беспомощности и расшатанности самой демократии".

Наконец, по мнению газеты,

„та или иная формулировка декларации не имеет прежнего чрезвычайного значения, в виду создания Временного Совета Республики, наделенного правом обращать вопросы к Правительству, а также правом законодательной инициативы.   

"Во всяком случае от самой демократии и прежде всего от рабочего класса, ее авангарда, зависит использовать новую арену и вместе с тем орудие политической борьбы— предпарламент, как для расширения программы деятельности Временного Правительства, так и для установления фактической ответственности его перед Временным Советом Российской Республики".


Направо кругом!

В ночь с субботы на воскресенье в переговорах с кадетами Церетели, Гоц, Чхеизе и Ко ликвидировали принцип ответственности Правительства, который им поручило защищать ими же собранное Демократическое Совещание. Сколько шуму было по поводу безответственной политики, сколько клятв с ней покончить! Но лишь только разъехалось Совещание, вожди оборонцев без долгих церемоний берут на себя в Малахитовым зале ответственность за восстановление политики "безответственности". Между тем в то самое воскресенье утром выходят газеты эсеров и м-ков со статьями, написанными еще в счастливом неведении о "повороте курса"!

"Дело Народа" гордо писало:

"Необходимо еще до созыва Учредительного Собрания уничтожить эту формальную самодержавность и неограниченность власти Временного Правительства. Надо спешно, не теряя ни минуты, создать органы контроля и руководства государственною властью, присущие всякой ее демократической организации.

С этой точки зрения мы приветствуем преобразование Демократического Совета в государственное учреждение. Этот „предпарламент" должен быть снабжен всеми правами органа народной воли. Ему должна быть подотчетна власть, пред ним она должна быть ответственна".

И даже „Рабочая Газета" непоколебимо отстаивала „демократическую платформу" и „принцип ответственности".

Что-то напишут теперь гг. оборонцы? Что они сделают с своей уверенностью? Что скажет „Дело Народа" после того как Гоц признал „формальную неограниченность" власти Врем. Прав-ва?

Где обещанное „руководство", где провозглашаемая „подотчетность?"

В лагере меньшевиков и эсеров произошло громадное расслоение. Три группы можно различить совершенно явственно в этом лагере. Левые эсеры и интернационалисты-меньшевики под давлением рабочих и солдат начинают отходить от своих официальных партий и постепенно приходят к лозунгу „вся власть Советам".

Правое крыло эсеров и меньшевиков, получившее теперь подкрепление в лице кооператорской бюрократии, все теснее и теснее примыкает к кадетам. Это крыло целиком поддерживает политику репрессий и всю контрреволюционную программу кадетской партии. Вместе с кадетами они хотят применения „савинковских" методов расправы с рабочими и солдатами.

Наиболее ясное выражение это направление находит в газетах „День" и „Воля Народа". И, наконец, третье направление среди меньшевиков и эсеров — центр — поддерживает „новую" коалицию, само хорошенько не зная, что из этого выйдет. В этом „центре" есть люди, которые искренно не хотят репрессий и надеются „как-нибудь" протянуть до заключения какого-нибудь мира и до созыва Учредительного Собрания.

В „новом" правительстве тон, конечно, будут задавать кадеты и правое крыло „революционной демократии". Первое, что они сделают, это — попытаются возобновить репрессии. Поход против армейских комитетов был начат, но не кончен. Поход против земельных комитетов начат, но не кончен. Поход против заводских комитетов (циркуляр — Скобелева) начат, но не кончен. Против этих основных ячеек революции в первую голову начнется борьба. Удастся ли этот поход кадетам и их помощникам — покажет ближайшее будущее.

Предпарламент, с точки зрения нового правительства, призван поддержать программу кадетов, помочь борьбе против Советов и послужить заслоном от гнева рабочих и солдат. Числовые комбинации, какие будут складываться в предпарламенте, уже ясны по первому его голосованию.

Сейчас предпарламент делится почти поровну (соглашательская резолюция Дана собрала 109 голосов против 84 при 22 воздержавшихся). Чтобы получить устойчивое большинство в предпарламенте, Дану и Церетели нужно привлечение кадетов. Цензовые элементы пошлют сюда 100—120 делегатов. Тогда составится два большинства. По коренным вопросам кадеты и меньшевики с эсерами будут иметь большинство 200 голосов против 100. По вопросам второстепенным меньшевики и эсеры попытаются иногда соединяться с левыми, и тогда составится другое большинство 200 против 100.

Долго ли продержится вся эта комбинация?

По плану кадетов и правого крыла эсеров и меньшевиков, назначение предпарламента заключается в том, чтобы ослабить влияние Советов и оттянуть созыв Учредительного Собрания. Приняв участие в предпарламенте, мы ни на минуту не забыли об этом и не связали себе рук. Даже тов. Мартов в заседании Ц. И. К. заявил, что он считает предпарламент учреждением „эфемерным" (непрочным, кратковременным). Уход наш из „предпарламента", если он станет необходимым, будет более понятен не примкнувшим еще к нам революционным элементам, нежели не вхождение в предпарламент.

Ближайшие судьбы революции решаются в течение того месяца, который остался еще до назначенного съезда Советов. Нет никакого сомнения, что громадная и влиятельная часть сентябрьского блока не захочет ждать. Она будет вести дело к тому, чтобы расправиться с Советами до 20 октября, чтобы не допустить самого съезда, чтобы "обезвредить" Советы на местах, а к Питеру стянуть такую военную силу, которая могла бы расправиться и с Петроградским Советом и с предстоящим съездом.

"Промедление в борьбе с рабочими и солдатами— смерти подобно!"

Таков лозунг этой части сентябрьского блока. Она не может спокойно смотреть на то, как с каждым днем крепнет влияние большевизма среди рабочих, солдат и крестьян. Она не может спокойно смотреть на то, как сплачиваются и крепнут Советы.

Политическая бесхарактерность мелкобуржуазных партий поистине беспредельна. Мы, пролетарские революционеры, часто прямо не можем органически понять их психологии. Мы решительно не в состоянии постигнуть, как после корниловщины, после всех уроков революции они могут даже только допустить мысль о новом союзе с корниловцами — кадетами.

Неверие в революционные силы — вот что больше толкает эсеров и меньшевиков к союзу с кадетами. Рабочие от них ушли целиком, солдаты ушли почти целиком, крестьяне начинают уходить. У них нет базы. Почва уходит из-под их ног. Единственное спасение для их "средней" линии они видят только в союзе с буржуазией. При таком положении вещей от мелкобуржуазных партий можно ожидать всего — вплоть до того, что они одобрят самые зверские репрессии и самые неслыханные контрреволюционные меры, которые сентябрьскому блоку станут подсовывать кадеты и иностранные империалисты.

Рабочим и революционным солдатам приходится быть готовым ко всему. Мы хотим мирного развития революции, но не от нас одних зависит дело. Нашей позицией является позиция занятая Петроградским Советом в его резолюции, посвященной оценке Демократического Совещания.

Ни пяди назад! — сказал Петроградский Совет.

И этот пароль, конечно, будет подхвачен всеми Советами на местах. Полновластным хозяином земли русской мы считаем созываемый на 20-е октября съезд Советов. Если этому съезду дано будет состояться, то к тому времени опыт с "новой" коалицией, мы убеждены, окончательно провалится, и ряд промежуточных элементов присоединится, наконец, к нашему лозунгу "вся власть Советам". Каждый день будет увеличивать наши силы, каждый шаг сентябрьского блока будет доказывать правоту нашей точки зрения.

Кадеты и социал-кадеты, обвиняющие нас в том, будто мы сейчас провозглашаем гражданскую войну, похожи на убегающего вора, который кричит „держи его".

Пусть попробует правительство сентябрьского блока проводить программу корниловцев—кадет.

Пусть попробует оно раскассировать армейские комитеты, пусть попробует оттягивать Учредительное Собрание, разгонять Советы, преследовать рабочих, затягивать войну.

Тогда, мы глубоко уверены, история быстро перейдет к очередным делам через сентябрьский блок...

Г. Зиновьев.

 

 

Еще по теме

 

 

Категория: Революция. 1917 год | Просмотров: 608 | Добавил: nik191 | Теги: пресса, 1917 г., революция, сентябрь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz