Редкое исключение
В среде «черных воронов», так широко использовавших декрет об отделении церкви от государства в целях черносотенной пропаганды, раздался один мужественный и честный голос сельского священника, выступившего на страницах самарской газеты «Волжское Слово» в защиту декрета.
«По опубликовании декрета», пишет он, «российские церковные иерархи во главе с патриархом Тихоном «забили в набат».
Патриарх Тихон написал воззвание ко всем чадам православной церкви, в котором он, призывая христиан православных защитить веру христианскую от врагов ее, отлучает от св. причащения и предает анафеме всех, кто согласен с этим декретом. Возбужденные отчасти лицемерным, а отчасти несознательным духовенством, темные массы народа русского то там, то сям устраивают крестные ходы и клянутся не дать церкви врагам и защищать ее даже ценою крови.
Но когда всматриваешься внимательно во все происходящее, то невольно поднимается вопрос: от кого и от чего наши иерархи призывают спасти христианскую веру? Неужели христианство декретом Совета Народных Комиссаров обречено на погибель? Неужели декрет 20-го января изменяет что-либо в истинной христианской жизни, согласной учению евангелия?
Нет, и тысячу раз нет.
Если разобрать этот декрет внимательно, то мы увидим, что им не уничтожается христианство, а напротив, освобождается христианство от тех внешних наслоений, которые превратили эту великую религию самоусовершенствования в исполнение только одних обрядов, часто не имеющих к христианству никакого отношения.
Я предвижу возражения наших иерархов, которые уже писали в своих воззваниях, что, будто бы, Совет Народных Комиссаров храмы хочет уничтожить, церковную утварь и колокола употребить на предметы, необходимые государству.
Но откуда наши иерархи взяли, что Советы хотят отнять у христиан храмы и все другое, что дорого христианину. Ведь в декрете от 20 января об этом и помину нет, да и других мы не слыхали никаких распоряжений по этому поводу.
Если в некоторых храмах и были попытки произвести опись церковной утвари, то что же в этом особенного: разве у нас в храмах нет таких предметов, которые, хотя уже негодны к употреблению, однако, представляют такую ценность, которая могла бы быть полезна для удовлетворения неотложных нужд государства. Наши же иерархи, делают «из мухи слона» совсем не для того, чтобы защищать от чего-то христианство, а просто для, того, чтобы возбудить народные массы против Совета Народных Комиссаров.
Конечно, трудно будет без материальной поддержки от государства жить нашим архиепископам и епископам, которые отрекшись от мира, живут, однако, не хуже любого барина-помещика, к услугам которых и роскошная квартира, и даровые слуги, и роскошный выезд, и проч. И вот, боясь расстаться с сытым и покойный житьем, наши монахи—иерархи, вместо смирения, в котором они дали обет Богу, начали возбуждать темные массы против нового течения жизни и называть антихристами тех, кто ничего противного христианству не сделал.
Но, оставим митрополитов, архиепископов и епископов с патриархом во главе, обращаюсь к вам, собратия-пастыри. Если мы называем себя сознательными христианами, то наш долг, наша обязанность не возбуждать темные массы, не творить тех бунтов, которых и так в России не мало, а выяснить всем и каждому, что ничего страшного у нас в России относительно христианства истинного не произошло и не произойдет, что никто не намеревается посягать на нашу христианскую свободу, что отделение церкви от государства и др. декреты в связи с этим нисколько не унижают христианства, а напротив возвышают, давая возможность христианству, освободившись от внешних наслоений, стремиться к высшему совершенству, согласно учению Христа, изложенному в Св. Евангелии.
(Н. Ж.).
Известия Вологодского губ. совета раб., солд. и крест. деп. 1918 № 066, 31 (18) марта
Контрреволюция в Солигаличе
В последних числах февраля в Солигаличе (Костромск. губ.) Советской властью была обнаружена преступная буржуазная организация, во главе которой стояли попы местного монастыря, которые и руководили всеми действиями организации.
Из сообщения видно, что помимо главной цели—борьбы с большевиками—преступная буржуазно-поповская организация задалась целью чуть ли не заморить все малоимущие население Солигалича голодом. Для этого они, не жалея средств, закупали все продукты продовольствия с Солигаличского рынка и прятали их в монастыре.
Когда было узнано, что монастырь превращен в склад продовольственных запасов, то попов попросили открыть монастырские кладовые.
Попы воспротивились подчиниться предъявленному им требованию и, вооружив всю монастырскую братию и всех буржуев, членов их сообщества, оказали вооруженный отпор представителям местной власти.
Из числа пострадавших при этом попами убит один из здешних большевиков.
Тогда на усмирение попов и всей буржуазной шайки были вызваны из Вологды 3 сотни кавалерии с пулеметами, и виновные понесли заслуженную кару.
Убиты 3 попа, воинский начальник выдавший попам оружие,—винтовки и пулеметы, много буржуазии из местного купечества и вообще разных саботажников, от которых отобрано несколько пудов золота, серебра и других ценных вещей.
Другие соучастники преступной организации разбежались в разные стороны и только тем избежали заслуженного по трудам их.
Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот 1918, №44 (89) (24 марта)
Анафема
Вчера на торжественном богослужении в храме Христа Спасителя патриархом Тихоном произнесено анафемствование в новой редакции. Включена анафема всем „насильникам" над церковью.
Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот 1918, №46 (91) (27 марта)
|