О внутренних причинах военного поражения Польши
Хотя с момента начала военных действий между Германией и Польшей прошел какой-либо десяток дней, уже можно утверждать, что Польша потерпела военный разгром, приведший к потере почти всех ее политических и экономических центров.
Трудно объяснить такое быстрое поражение Польши одним лишь превосходством военной техники и военной организации Германии и отсутствием эффективной помощи Польше со стороны Англии и Франции. В ходе военных действий между Германией и Польшей нельзя привести фактов сколько-нибудь серьезного сопротивления польских войск наступлению германской армии, фактов какого-либо частичного успеха поляков на том или ином оперативном направлении. Мало того, все данные о положении в Польше говорят о все возрастающей дезорганизации всей польской государственной машины, о том, что польское государство оказалось настолько немощным и недееспособным, что при первых же военных неудачах стало рассыпаться.
В чем же причины такого положения, которые привели Польшу на край банкротства?
Они коренятся в первую очередь во внутренних слабостях и противоречиях польского государства.
Польша является многонациональным государством. В составе населения Польши поляки составляют всего лишь около 60%, а остальные 40% составляют национальные меньшинства—главным образом украинцы, белорусы, евреи. Достаточно указать, что украинцев в Польше насчитывается не менее 8 миллионов, а белорусов около 3 миллионов. Два наиболее крупные национальные меньшинства вместе составляют до 11 миллионов населения.
Для того, чтобы наглядно представить удельный вес украинского и белорусского населения в Польше, следует указать, что эта сумма превышает население таких государств, как Финляндия, Эстония, Латвия н Литва вместе взятых.
Казалось бы, что правящие круги Польши должны были наладить с такими крупными национальными меньшинствами нормальные отношения, обеспечить за ними национальные права, дать им хотя бы административную автономию, если не политическую автономию, дать национальные школы, культурные учреждения и т. п. Ибо ясно, что без обеспечения таких или подобных им национальных прав для национальных меньшинств невозможно сохранить многонациональное государство, невозможно обеспечить его внутреннее единство и жизнеспособность.
Однако, польские правящие круги оказались неспособными понять это элементарное условие существования и жизнеспособности многонационального государства и сделать какие-либо практические шаги по осуществлению этого условия. Более того — польские правящие круги сделали все возможное для того, чтобы ухудшить отношения с национальными меньшинствами и довести их до крайнего напряжения.
Национальная политика правящих кругов Польши характеризуется подавлением и угнетением национальных меньшинств и особенно украинцев в белорусов. Западная Украина и Западная Белоруссия — области с преобладанием украинского и белорусского населения, являются объектами самой грубой, беззастенчивой эксплуатации со стороны польских помещиков.
Положение украинцев и белорусов характеризуется режимом национального угнетения и бесправия. Правящие круги Польши, кичащиеся своим, якобы, свободолюбием, сделали все, чтобы превратить Западную Украину и Западную Белоруссию в бесправную колонию, отданную польским панам на разграбление. В этом отношения политика Польши ничем не отличается от угнетательской политики русского царизма.
Правящие круги Польши проводят на деле политику насильственного ополчения украинцев и белорусов. Земли Западной Украины и Белоруссии заселяются польскими военными колонистами, так называемыми «всадниками». Поляки, составляющие здесь минимальный процент населения, составляют господствующую силу, держащую в своих руках весь аппарат власти.
Во всех звеньях административного аппарата снизу до верху господствует польский язык. Все чиновники и судьи—поляки, не признающие другого языка, кроме польского. Лица не польской национальности не имеют доступа на какие-либо должности. Свое господство над национальными меньшинствами правящие круги Польши поддерживают карательными экспедициями, полевыми судами, белым террором, разжиганием межнациональной розни.
Украинские и белорусские культурные учреждения и школы сведены почти к нулю. Достаточно указать, что Конституция Польши не предусматривает для национальных меньшинств не только какой-либо лаже урезанной автономии, но и права учить детей на своем родном языке.
Но насильственное ополячение украинцев и белорусов не ограничивается только школой. В таком же положении находится украинская и белорусская литература, печать, искусство.
В результате всего этого украинское и белорусское население обречено на культурное одичание.
Таковы причины, в силу которых в Польше не создалось и не могло создаться то внутреннее единство и консолидация сил многонационального государства, которые смогли бы высоко поднять волну патриотизма и объединить бы польскую армию, состоящую не только из поляков, но и из украинцев и белорусов, в едином стремлении дать отпор военному противнику.
Национальные меньшинства Польши не стали и не могли стать надежным оплотом государственного режима. Многонациональное государство, не скрепленное узами дружбы и равенства населяющих его народов, а, наоборот, основанное на угнетении и неравноправии национальных меньшинств, не может представлять крепкой военной силы.
В этом корень слабости польского государства и внутренняя причина его военного поражения.
(Передовая «Правды» от 14 сентября с. г.).
|