О Сибири
С момента захвата власти в Сибири Колчаком, восстановившим почти дореволюционный строй, политика союзников, в частности Америки и Японии в Сибири приобрела весьма определенный характер. Колебания и нерешительность, всегда проявляемые буржуазными правительствами при деловых сношениях с революционными правительствами, характерно исчезли в отношениях правительств Америки, Японии и Колчака.
Правда, союзники очень долго не решались признать Сибирское правительство, не уверенные в его устойчивости; зато борьба за сибирский рынок между Америкой и Японией началась почти сразу же вслед за восстановлением в Сибири чисто буржуазного строя. По некоторым данным, есть основания полагать, что в Сибири победа осталась за более развитым американским капиталом.
Путем чисто американской рекламы, как, напр., издание специальных журналов, снабжение беженцев и железнодорожников мануфактурой и платьем, американцы достигли того, что менее развитый, и поэтому более хищнический Японский капитал, по-видимому, должен был уступить им господство на сибирском рынке. Союзники, имея дело с буржуазной Сибирью, могли не опасаться давления со стороны своего пролетариата при проведении ими в Сибири чисто империалистической политики.
В действительности, по-видимому, так это и было. По крайней море американское и японское правительства вслед за падением на Дальнем Востоке Советской власти нисколько не постеснялись оккупировать некоторые местности; в самое последнее время Сибирские железные дороги были отданы правительством Колчака под „фактический контроль” междусоюзного комитета. Иностранцы делали уже попытки к самостоятельной эксплуатации естественных богатств Сибири.
Эти и подобные чисто империалистические действия со стороны наших заграничных друзей мыслимы только лишь в отношениях явно буржуазных правительств, каким несомненно было правительство Колчака. Поведение союзников в Сибири угрожало принять, если уже не приняло только форму, близкую к политике Японии в Китае, или империалистической Германии в Турции, в дни войны.
Занятие территории Сибири красной армией конечно самым решительным образом спутает все карты в руках союзной буржуазии, и лишит ее наверное значительных барышей. Но здесь может возникнуть такого рода вопрос: не повлечет ли занятие Сибири красной армией вооруженное вмешательство Америки и Японии в русские дела?
При ответе на этот вопрос не нужно забывать, что правительство Колчака принимало все меры к тому, чтобы привлечь союзные—американские и японские войска к активной борьбе с Советской Россией. Но из этого ровно ничего не вышло. Помощь союзников всегда выражалась лишь в снабжении снаряжением и всегда сопровождалась барышничеством.
По-видимому, слова Ллойд- Джорджа, сказавшего, что
„послать в Россию регулярные английские войска—значит кратчайшим путем перенести большевизм в Англию”—
очень верно схватывают настроения как буржуазных правительств великих держав, так и широких народных масс в этих государствах.
Таковы некоторые приблизительные очертания будущего „сибирского вопроса” для союзной буржуазии.
К.
Красный Урал, №24, 02 августа 1919 г.
|