Траур по Николае II в Мадриде
МОСКВА, 20 августа (АПС). Из Мадрида сообщают, что по случаю смерти Николая II король Альфонс распорядился, чтобы двор носил траур в течение 30 дней вплоть до 27 июля.
Северная коммуна 1918 № 085, 21 августа
Расстрел Николая II
По улицам Екатеринбурга было расклеено следующее объявление:
"От президиума областного совета раб., крест. и красноармейских депутатов Урала.
О расстреле царя Николая Романова
В виду приближения контрреволюционных банд к красной столице Урала к Екатеринбургу и в виду возможности того, что коронованному палачу могло бы удаться избежать народного суда (раскрыт заговор белогвардейцев с целью похищения бывшего царя и его семьи), президиум областного совета Урала, исполняя волю революции, постановил расстрелять бывшего царя Николая Романова, виновного в бесчисленных кровавых насилиях над русским народом.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. приговор этот приведен в исполнение".
"С. Р.".
Сибирская жизнь 1918 № 095 (27 августа)
Панихида по Николае II в Лондоне
Телеграммы сообщают о том, что на панихиде по Николае Романове, состоявшейся в Лондоне в русской церкви, присутствовали в глубоком трауре английский король, королева и другие члены английской королевской фамилии.
Северная коммуна 1918 № 074, 8 августа
Траур по Кровавом царе
Германская печать отмечает, что Екатеринбургский Совет расстрелял Николая Романова, в виду наступления чехословаков руководимых англичанами. Теперь когда Николай Романов не может вредить английской политике, при английском дворе носят траур.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 165, 6 авг (24 июля)
Аресты большевистских главарей
В Екатеринбурге арестованы: комиссар Голощекин, руководивший расстрелом Николая II, Белобородов—председатель совета комиссаров Урала, Цуцкаев—председатель екатеринбургского уездного совдепа, комиссар Юровский, по приказанию которого были расстреляны жители Екатеринбурга, отправленные на окопные работы, Сафаров—редактор «Уральского Рабочего» и друг.
Сибирская жизнь 1918 № 093 (24 августа)
Дневник Н. Романова
(Предисловие)
Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета поручил особой комиссии разбор и опубликование дневников и иных материалов, найденных у бывшего царя.
В первую очередь публикуются те страницы дневника, которые представляют наибольший интерес.
Это записи, внесенные рукою Романова в те дни, когда восставший народ решал судьбу монархии в России,— февраль, март, и последующие месяцы Великой Революции. В дальнейшем комиссия представит вниманию читателей страницы дневника, относящиеся к наиболее памятным дням революции 1905 года, к возникновению и ведению войн, русско-японской и настоящей мировой войны. Будут также опубликованы и другие страницы дневника.
Одновременно с печатанием отдельных выдержек из дневника в газетах, комиссия подготовляет к печати весь дневник Николая Романова.
В распоряжении комиссии имеется дневник бывшего царя, начиная с 1-го января 1882 года. Дневник велся аккуратно 30 лет, изо-дня в день без всяких пропусков, кроме редких случаев серьезной болезни Романова, когда он прерывал записи.
Дневник будет выходить выпусками. За каждый год—отдельно. В первую очередь выпускаются книжками дневники за 1905 и 1917 гг.
***
Впредь до выхода в свет полного издания дневников, комиссия предлагает вниманию читателей запись за февраль—март 1917 года.
Северная коммуна 1918 № 079, 14 августа
Похороны Николая Романова
Из Стокгольма от 9 августа телеграфируют в „Тоглихе Рундшау", что чехословаки вырыли из могилы тело Николая Романова и устроили торжественные похороны его с участием духовенства.
Северная коммуна 1918 № 080, 15 августа
Жизнь и перспективы Романовых
БЕРЛИН, 9 августа (ПТА). Корреспондент „Берлинер Тагеблатт" Лео Ледерер посетил замок Дюльбер вблизи Ливадии, где находятся 16 членов семьи Романовых, и 6еседовал с бароном фон-Шталь, исполняющим при Романовых функции своего рода "министра двора".
Ледерер пишет:
„Никоим образом нельзя однако предполагать, что Мария Феодоровна и бывшие великие князья считают окончательно ликвидированным царствование дома Романовых. Окружающие их лица признают, что неограниченное самодержавие сильно скомпрометировало Романовых в России. Тем не менее в замке Дюльберг считаются с возможностью восстановления монархии, причем Мария Феодоровна и бывш. великие князья рассчитывают на вступление одного из Романовых на царский трон.
Вряд ли Мария Феодоровна и бывшие великие князья, живущие в Крыму, преследуют активно какие-либо политические цели. Но им не трудно оставаться в контакте с монархической Россией при помощи верных приверженцев и осведомляться постоянно о мировом положении; вряд ли Мария Феодоровна и Николай Николаевич в одиночестве замка Дюльбер считают себя политическими покойниками.
Относительно пребывания Романовых в Крыму Ледерер говорит, что ни вдовствующая бывшая императрица, ни Николай Николаевич и другие бывшие великие князья не рассматриваются немецкими властями, как пленные. Единственное ограничение для них состоит в том, что они, как и все прочее гражданское население Крыма, не имеют права покинуть Крым без разрешения германской комендатуры.
Северная коммуна 1918 № 080, 15 августа
„Убийство Жореса и убийство царя"
БЕРН, 14 августа (ПТА). В итальянской социалистической газете „Аванти" помещена следующая статья под заглавием „убийство Жореса— убийство царя".
„Незадолго до четвертой годовщины предательского убийства Жореса, русским трудовым народом был расстрелян бывший русский царь Николай II и в то время, как утрата великого духовного вождя человечества чувствуется живее и больнее с каждым часом мировой трагедии, которой не видно конца, весть о гибели последнего из русских царей встречена равнодушным молчанием и служит разве только поводом для новых обвинений всех монархов, которых ждет, подобно русскому царю, неминуемое возмездие за их преступления. Таков приговор истории и приговор этот будет не единственным и не последним.
Жорес и Николай явились оба жертвой в различном и противоположном смысле того же исторического рока. До последнего часа своей жизни Жорес старался предотвратить катастрофу и пал вечным мучеником за дело мира; Николай ІI не захотел помешать разразиться войне, не смотря на то, что мог это сделать, и первый из непосредственных ея виновников понес заслуженную кару.
В союзе республиканской Франции с царской Россией Жорес всегда видел живую опасность торжества политики реванша и шовинизма. В русском посольстве особенно ненавидели „эту каналью Жореса", заявившего 30 июля, что, нарушая верность царю, Франция сохранит свою верность человечеству, спасая его от истребительной войны.
В тот же вечер, направленный из Петрограда через русское посольство выстрел, разбил драгоценную жизнь, а четыре года спустя первый виновник этого убийства. причинивший человечеству столько бедствий, был расстрелян трудовым народом.
„Народы не судят своих королей в судах, палатах и не выносят приговоров, они их поражают", — сказал Робеспьер.
Эти слова можно повторить после того, как трудящийся русский народ прекратил физическое существование царя, ибо несмотря на все ничтожество и слабость, он являлся еще для парижских эмигрантов и для воюющих союзников воплощением уничтоженной монархии и был опасен, как пункт сосредоточения реакционных сил, стремящихся под видом освобождения, к восстановлению царизма. За 17 месяцев Россия проделала свои 1789 и 1793 года.
Царизм в России умер навсегда.
Северная коммуна 1918 № 083, 18 августа
Еще по теме
|