Ген. Врангель о причинах крымской катастрофы
В письме, присланном П. Б. Струве, ген. Врангель между прочим пишет:
«С минуты заключения поляками мира, я уже понял, что участь нашей борьбы предрешена и начал лихорадочно готовиться на случай необходимости эвакуации, распределяя корабли по портам, грузя уголь и т. д. При огромном превосходстве конницы у противника, дающей ему возможность развить преследование, планомерный отход был особенно труден.
В основе успеха лежала неожиданность и в этом отношении поставленная задача была выполнена в полной скрытности. Все приготовления делались под предлогом подготовки десанта на Одессу для соединения с украинцами, и кроме генерала Шатилова и двух командующих армиями никто не был посвящен в секрет.
Предвидя неизбежный исход, я все же надеялся, использовать укрепления Перекопа, задержаться здесь продолжительное время. Однако, беспрерывные и яростные атаки красных в связи со страшными, небывалыми здесь холодами (16 град.), при отсутствии одежды, заставили нас нести такие потери, что дальнейшее упорство грозило полным обескровлением армии.
Имея на фронте всего около 50-ти тысяч и около 20-ти тысяч в запасных батальонах, которых за отсутствием одежды я не мог поставить в строй, я потерял убитыми, раненными и больными за две недели около 25-ти тысяч человек. Несмотря на ужасные потери, особенно в командном составе, (так, в 1-м корпусе выбыло 16 командиров полков и все три начальника дивизии) и отсутствия одежды, части дрались как львы.
Руль, №15, 3 декабря 1920 г.
Большевики о победе над Врангелем
В московских «Известиях» от 18 ноября член Реввоенсовета Гусев дает обзор военных действии против ген. Врангеля. В обзоре признается исключительное мужество, проявленное войсками ген. Врангеля.
«14. X. в районе Никополя и Александровска были разбиты лучшие силы Врангеля, Марковские и Корниловская дивизии. Приняв нашу демонстративную операцию от Никополя за главный удар, Врангель не предусмотрел нашего действительного удара от Каховки на юго-восток и на запад от Бердянска.
Отвлеченный более в районе Никополя, Врангель не оказал достаточного сопротивления красной коннице 28 и 29 октября, ринувшейся на Перекоп и Сальковский перешейки. 30. X. войска Врангеля были отрезаны от Крыма, однако, белые решили не сдаваться. С мужеством они бросились к Сальковскому мосту, в районе Гегическа и понеся огромные жертвы, при помощи многочисленных броневиков прорвались сквозь ряды красных в Крым.
В течение трех суток голодные и плохо одетые наши войска, неся огромный урон, перешли через мосты и проволочные заграждения и ворвались в Крым. 51, 30, 15 и 52-ая красные дивизии понесли огромные жертвы. В некоторых красных полках потери дошли до 85 процентов. К 10 ноября части армии Врангеля стали безостановочно отступать. 13 ноября Врангель дал приказ о роспуске армии. 14 ноября красные заняли Феодосию и Ялту и подошли к Севастополю.
14 ноября Врангель оставил Крым. Ликвидация войск Врангеля произведена с 28 окт. по 10 ноября.
Заявление Врангеля
Париж, 2. XII (От соб. кор.)
Врангель заявил Бурцеву, что считает себя еще представителем идеи легального русского правительства и что примеры Бельгии и Сербии свидетельствуют о том, что временная потеря территории еще не означает политического уничтожения. Было бы непростительно не признавать ценности 70.000 находящихся под ружьем войск. Они представляют собой дисциплинированную русскую армию, способную продолжать службу для выполнения мировой задачи.
«Если союзники — сказал Врангель — не желают понимать положения и считают эту армию толпой беглецов, я откажусь от власти и ни в каком случае не перейду на положение Петлюры и Скоропадского».
Врангель приветствует проект создания национального совета.
Расходы по эвакуации Крыма
П а р и ж , 2. XII (От соб. кор.)
По окончании перевозки солдат и беженцев в места, которые будут избраны окончательно для их пребывания, часть русских судов будет предоставлена в распоряжение французского флота в виде гарантии в уплате стоимости расходов по эвакуации. Другая часть судов будет зафрахтована, и доход будет употреблен на нужды военных русских учреждений. Однако, суммы эти будут невелики.
Имеющиеся в настоящее время средства скоро истощатся, и беженцы тогда смогут рассчитывать лишь на поддержку союзников. Однако до сих пор одно французское правительство отпустило необходимые кредиты на содержание беженцев.
В этой гуманитарной задаче его поддерживает американский Красный Крест. Сегодня из Парижа выехали полковник Джексон и майор Спратт для руководства водворением 9.000 русских беженцев, находящихся в настоящее время в Катарро. Беженцы эти будут переведены в другое место, так как итальянское правительство отказывается дать разрешение на оставление в Далмации такой массы русских солдат. В распоряжении Джексона и Спратта имеется 20 миллионов франков и на 7 миллионов платья и продовольствия. Запасы эти уже отправлены в Катарро из складов американского Красного Креста в Салониках.
Руль, №16, 4 декабря 1920 г.
Еще по теме
|