Новости по военному и морскому делу
В прежнее время реки играли, как средство обороны, совершенно пассивную роль и рассматривались только как препятствие, могущее задержать неприятеля. Для этого надо было владеть обоими берегами реки и иметь сильные тет-де-поны в местах переправы. В противном случае даже Дунай, Граник и Дуэро не могли остановить таких полководцев, как Наполеон, Александр Македонский и Велингтон. Со введением же во флоте мелко сидящих паровых броненосных судов, реки начинают служить, и как средство наступления, что доказывается многими примерами из последней Американской войны.
В недавно вышедшей в Америке книге «История флота соединенных штатов, во время восстания», помещены чрезвычайно интересные сведения по этому предмету. Из нее видно, что до тех пор, пока южане владели Миссисипи и Огайо, мятеж не мог быть подавлен. Тогда правительство северных штатов сделало вызов и назначило торги для постройки речных броненосных судов. Лучший проект принадлежал Джемсу Идсу. В продолжение ста дней этот энергический человек собрал 4000 рабочих в разных судостроительных мастерских и к концу этого времени соорудил флотилию из восьми башенных, броненосных паровых судов, с полным вооружением состоявших из ста семи больших орудий.
В конце же войны, на водах Миссисипи и ее притоках плавало сто паровых судов, вполне вооруженных. Лишь только появился на реках северной Америки броненосный речной флот северян, крепости, переправы, а затем и самые реки, перешли в их руки. Практика недавно оконченной американской войны показала, что могут быть построены башенные броненосные суда, сидящие в воде 3 1/2 фута, а следовательно все реки, имеющие 4 1/2 ф. глубины, доступны для плавания паровых флотилий. Полезно было бы применить это средство обороны и наступления и к России, имеющей, по большему количеству рек, сходство с Америкой.
Завод Круппа, изготовляющий стальные орудия для всех европейских армий, создал вокруг себя целый город. Десять лет тому назад небольшой городок Эссенс имел не более 17,000 жителей, в настоящее же время он имеет более 40,000. Одних рабочих на заводе 10,000 человек. Протяжение железного пути между мастерскими завода доходит до 27 верст. На заводе находится 42 паровых молота, из которых самый большой имеет 3,100 пудов весу.
Предположено установить еще больший паровой молот, а именно в 7,750 пудов весу. Стоимость первого молота доходит до 2,500,000 франков, из которых 1,600,000 пошло на устройство фундамента. Издержки на устройство второго молота исчислены в 5,000,000 франков.
До сих пор на заводе Круппа изготовлено около 3,000 орудий из литой стали. На последней Парижской выставке была выставлена Круппом сплошная масса литой стали в 2,442 пуда весом. Эссенский завод имеет две лаборатории: механическую и химическую и прекрасную фотографию, получившую за свои снимки медаль на Берлинской выставке. Круппом устроена также вспомогательная касса для рабочих, составляющаяся из 2% взносов с получаемого рабочими жалованья и особых вкладов самим Круппом, достигающих половины взносов рабочих.
По прослужении 25 лет, рабочие пользуются полной пенсиею из этой кассы. Одного жалованья раздается рабочим более 10,000,000 франков. Сведения эти заимствованы из статьи г-на Никулинцева «Сталелитейный завод Круппа в Эссене». В России сталелитейное дело поставлено на твердом основании энергии правительства и частных лиц.
У нас есть заводы в селе Александровском, близ Петербурга, завод Путилова в Финляндии, Керче-Михайловский, Пермский, и другие заводы на Урале. Полковник Обухов был одним из деятельнейших двигателей этого дела. В настоящее время только самые громадные стальныя орудия заказываются нашим правительством у Круппа. Орудия же средних калибров и все полевые орудия, изготовляются на наших заводах.
Генерал-майор Пестич ездил в конце августа в Пермь, чтобы присутствовать при пробе громадного орудия, калибром в 20 дюймов. Снаряд этого орудия весит 1,100 фунтов. Заряд равен 140 фунтам. Пушка гладкостенная и предназначается для вооружения мониторов. Лафет сделан по чертежам генерала Пестича.
В прошлом году умер последний ветеран, участвовавший в войне за независимость северо-американского союза. Ему было 110 лет. Он принимал участие в выборах всех президентов, начиная с Вашингтона и кончая Грантом. Когда он был ребенком, в северо-американских штатах было только 4,000,000 людей, говоривших на английском языке, когда же он умер, число их возросло до 40,000.000.
Всемирная иллюстрация, № 56 (24 янв. 1870 г.)
|