Новые французские дредноуты
Парижский корреспондент журнала «Nav. and Milit. Record» сообщает мнения французских авторитетов о новых дредноутах их флота, типа «Норманди», один из которых на этих днях вступил в ряды флота.
Эти суда имеют водоизмещение 25.000 тонн, экипаж их состоит из 1.200 человек и стоят они около 30 миллионов рублей каждый, при чем их главной особенностью является размещение 12-ти 13,4 дюймовых орудий в 3-х четырех-орудийных башнях. Хотя эти суда и уступают в скорости хода английским дредноутам типа «Квин Елизабет», так как французские обладают только 22 узлами против 25 последних, но во всех других отношениях они являются лучшими судами из тех, проекты которых были разработаны до этой войны.
Что же касается новых германских дредноутов тина «Заместитель Верт», которые будут иметь после окончания своей постройки туже скорость хода, как и французские суда, и вооружены 8-ю 15-ти-дюймовыми орудиями, то в Париже считают, что дредноуты типа «Норманди», несмотря на более мелкий калибр своих орудий, будут иметь преимущество перед германскими судами, так как их 4-х орудийные башни дают возможность делать из 13,4 дюйм. орудий по 2 выстрела в минуту, почему французские суда могут выпустить в этот срок 24 снаряда, против 14-ти или 16-ти германских.
Относительно же силы французских 13,4 дюйм. орудий в 45 калибров длины (образца 1912 года) известно, что их снаряды пробивают броню толщиной в 14 дюймов на расстоянии 10.000 метров (5 1/2 м миль).
Затем, эти французские суда превосходно защищены 12-ти дюйм. броней, имеют 3 броневые палубы и в этом отношении превосходят вышеуказанные германские суда. Кроме того, эти корабли построены еще более неуязвимыми против минных взрывов, чем дредноуты типа «Жан Барт», в один из которых попала во время этой войны мина, выпущенная австрийской подводной лодкой, и нанесла ему только незначительные повреждения.
На «Норманди» имеется большое количество эластичных броневых продольных переборок и много таких же поперечных, отличающихся большой прочностью, а все устройство его подводной части рассчитано на возможность не бояться подводных врагов, что делает эти корабли превосходными боевыми единицами значительно усиливающими французский флот. Поэтому французские морские авторитеты очень довольны результатами работы своих корабельных инженеров, в сравнительно короткий срок закончивших постройку этих могучих военных судов.
В. Э.
Усовершенствования французских судов
«Nav. and Milit. Record» говорит, что в настоящее время некоторые французские корабельные инженеры обратили внимание на довольно существенный недостаток своих судов более старой постройки, который заключается в большой высоте их надводной части, достигающей 25 фут, и, таким образом, такие суда, как типа «Клебер», «Глуар», «Ренан» и т. д., хотя представляют плавучие гостиницы для своего личного состава, который имеет благодаря этому весьма комфортабельные помещения, но являются весьма уязвимыми и большими мишенями для неприятельских снарядов.
По этому поводу вспоминаются слова адмирала Жерве, одного из выдающихся французских моряков, который много писал по этому поводу и доказывал, что
«военный корабль должен быть оборудован исключительно для боя и с него должно быть выброшено все то, что служит только для комфорта его личного состава во время мирного плавания»,
при чем он весьма саркастически отзывался о громадных надстройках на французских судах с их большим количеством лишних кухонь, ванных комнат, помещений для приемов гостей и т. д., что совершенно не соответствует боевому назначению корабля.
Затем он говорил, что морской офицер должен быть первым и последним солдатом, назначение которого не увеселительные прогулки, а полная самопожертвования работа на пользу своего дела и что лишний комфорт никогда не может вести к подготовке будущей победы.
Вспоминая мнение этого адмирала и указанные недостатки некоторых французских судов, корабельный инженер Ферран предлагает строить будущие суда меньших размеров, уменьшая по возможности поверхность их наружного борта и сокращая до возможных пределов помещение для их экипажа, который в мирное и в свободное от службы время может помещаться на сопровождающих эскадру особых пассажирских пароходах, где офицеры и нижние чины могли бы иметь помещения для своего отдыха и развлечения, но на боевом корабле они должны занимать возможно меньше места и должны забыть о каком-либо комфорте.
Эту идею нельзя не признать довольно оригинальной, но насколько она привьется при разработке чертежей будущих боевых судов, покажет ближайшее будущее, когда будут надлежащим образом изучены те уроки, которые можно почерпнуть из боевой деятельности воюющих флотов за время этой войны.
Еще по теме
|