nik191 Суббота, 14.09.2024, 01:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2018 » Январь » 4 » Новоспасский монастырь в Москве
06:20
Новоспасский монастырь в Москве

По материалам журнала Всемирная иллюстрация, № 25 (14 июня 1869 г.) 

 

 

 

 

Новоспасский монастырь в Москве

 


Новоспасский монастырь принадлежит к числу древнейших обителей нашей первопрестольной столицы. Время основания его относится к XIII веку, когда, под именем Спасопреображенского монастыря, он выстроен был на месте нынешнего Данилова, в княжение князя Даниила, младшего сына Александра Невского.

Иоанн Калита, в XIV столетии, перенес эту обитель в Кремль и сделал ее первым монастырем, с наименованием дворцового, великокняжеского, а впоследствии пресловутым, великим, царской комнатой и первостепенной обителью. Наконец, при Иоанне III, когда уже в стенах Кремля стоял монастырь Чудовский — мужской и Вознесенский — девичий, Спасопреображенский собор перенесен на Крутицы, причем и получил название Новоспасского монастыря, каковое и сохраняет доныне.

Таким образом, эта обитель видела первых князей Москвы, была их молельней, служила им усыпальницей, а впоследствии послужила родовым кладбищем первых представителей дома Романовых. Из этого же монастыря вышло весьма много иерархов православной русской церкви; так, между прочим, из настоятелей Новоспасского монастыря, три лица сделаны были патриархами и весьма многие—митрополитами и епископами.

Постройки монастыря весьма долго были деревянные; внешняя его ограда, до начала XVII столетия, состояла из высокой деревянной стены с деревянными же башнями.

Сюда нередко приезжал Иоанн Грозный, и, между прочим, здесь, в 1547 году, у одра недужного митрополита Макария, после известного его падения с тайника, во время лютого московского пожара, —ближние люди Иоанна обвинили родственников его, Глинских, в мнимом поджоге Москвы. Подле этого же монастыря, в 1612 году, на Крутицах, князь Пожарский и его дружины целовали крест спасти Москву или лечь за нее костьми. Только в 1640 году монастырь обнесен каменной стеной с мушкетными и пушечными в ней боями, с башнями и стрельницами; а в 1642 году выстроены в монастыре каменныя же кельи. Для этой, по своему времени громадной постройки, из разных городов вызваны были особыми царскими грамотами каменщики и кирпичники. Вызванные мастера и рабочие поселены были под сенью Новоспасского же монастыря, в особой слободке, которая доныне называется Большими и Малыми Каменщиками.

Первые цари из дома Романовых, Михаил и Алексей, особенно пеклись об изукрашении этой обители, дорогой им, как усыпальница прародителей их. Так, царь Михаил Феодорович пожертвовал сюда, между прочим, несколько сот икон, драгоценных по искусству своего письма; некоторые из них—произведения знаменитого иконописца Рублева, а другие принадлежат к его школе, тот же государь и его преемник подарили этому монастырю значительные земли, множество крестьян и всевозможных оброчных статей, так что до XVIII столетия Новоспасскоя обитель имела в своем обладании, без малого, 15.000 крестьян.

В царствование Петра Великого, вместе с другими монастырями, Новоспасская обитель пережила время довольно трудное. Число монашествующих в нем еще в начале царствовании Петра, простиравшееся до полутораста человек, уже в конце царствования этого государя, уменьшилось до 80 человек, получивших уже определенное жалованье, состоящее из нескольких сот рублей и нескольких сот четвертей хлеба.

«Первостепенный» и «комнатный», при царе Феодоре Алексеевиче, монастырь этот, в царствование Екатерины II, при общем преобразовании монастырей, отнесен к первому классу и назван ставропигиальным монастырем.

В 1812 году монастырь был оставлен почти братией, за исключением 10 или 12 монахов, которые и были свидетелями страшнейшего пожара и грабежа, как в Москве, так и в самом монастыре. Стены, кельи и главный собор, а также колокольня соборная в Новоспасской обители страшно обгорели и многие колокола, по пятисот и более пудов веса, свалились сверху и разбили церковные своды. Некоторые из монахов испытали на себе зверство французских мародеров, которые мучали их, добиваясь сведений, куда запрятаны монастырские сокровища.

По изгнании неприятеля, монастырь не оставался долго в запустении: пожертвованиями весьма многих именитейших граждан, монастырские здания восстановлены в прежнем великолепии.

Внутренность этой обители чрезвычайно интересна. Именно этот монастырь один из тех, в котором весьма счастливо сохранено много памятников древнего, чисто-русского искусства. И вообще, к чести настоятелей этой обители, принадлежавших к образованнейшим, для своих эпох, иерархам русской церкви, относится то, что они всячески блюли эти древности и старались их возобновить в древнем стиле в тех случаях, когда памятники старинного искусства тускнели и портились под влиянием времени.

 

 

В монастыре четыре главные церкви; из них Преображенский собор—великолепнейшее здание, изображенное на предлагаемом здесь рисунке,—представляет много интересных особенностей. Так например, весьма любопытна в ней стенная живопись при входе в церковь, на стенах лестницы, на сводах ее и т.д. Любопытно, например, что по сторонам каменной лестницы помещены изображения мудрецов древне-греческих, намекавших на истину божественного откровения. Таковые изображения еще в первые века христианства находили себе место и в катакомбах, и в храмах христиан.

Здесь, при входе в собор Новоспасской обители, вы увидите изображения: Орфея, Гомера, Солона, Платова, Птоломея, Анахарсиса, Аристотеля, Плутарха и др.; все они нарисованы только по сторонам лестницы, и притом внизу, именно в выражение того, что языческая мудрость не поднялась выше даже низших ступеней учения христианства. Далее, своды и стены расписаны весьма затейливыми изображениями видений из апокалипсиса. Наконец, на паперти изложена в лицах целая история о принятии русскими христианства.

Вся эта стенопись отнюдь не новейшего времени, а принадлежит к концу XVII столетия, и нельзя не порадоваться. что она в позднейшие десятилетия весьма тщательно возобновлена в совершенно старом стиле. Нечего и говорить, что в ряду этих изображений дело не обошлось и без громадной, затейливой картины страшного суда. Эта последняя картина, по желанию Государя Наследника Великого Князя Александра Николаевича, ныне царствующего Императора, изъявленному им в 1837 году, при посещении этой обители, оставлена без поновления, в первобытной своей прелести.

Не описывая икон, весьма древних и весьма богато украшенных, так как это завлекло бы нас далеко за пределы нашей заметки, мы обратим лишь внимание на две или на три замечательности Снасопреображенского собора в Новоспасской обители, так например: за правым клиросом, на столбе, видна весьма замечательная фреска конца XVII века; она изображает во весь рост царей-храмоздателей, Михаила и Алексея, в коронах и с венцами святых; в руках у государей сооруженный ими Спасов дом и скипетры царские. Венцы святых не есть что-либо особенное, приданное старинным живописцем только этим государям.

Некоторые из царей наших, как например, даже Борис Годунов, в свое время, были именуемы иногда разными книжниками святейшими, святыми и т. п.

В алтаре, по обе стороны горняго места, на стенах написаны отцы и учители церкви, а на обоих простенках между царских врат помещены в высшей степени замечательные, на стене же написанные, портреты десяти московских патриархов, от первого—Иова до последнего—Адриана. Очень хорошие копии с этих портретов были сняты и изданы в 1846 или 1847 годах в «Чтениях московского общества истории и древностей российских».

Ризница монастырская весьма богата. Многие из напрестольных крестов, евангелий, сосудов, митр, стихарей, воздухов, покровов и икон обращают на себя внимание или по тем лицам, коими они пожертвованы, или по искусству работы, или по древности, или, наконец, по своей драгоценности.

 

Под сводами собора стоят гробницы Романовых, а также их родственников Сицких; князей Ярославских, Катыревых, Оболенских, Трубецких, Шестуновых, Троекуровых и других. Тут же встречаются гробницы нескольких царевичей сибирских, и наконец многих из важнейших иерархов русской церкви. Таким образом, под каменными гробницами покоится прах отца царицы Анастасии Романовны, Романа Юрьевича Захарина; тут же лежат тела его сыновей, также великой старицы Марфы Иоанновны, матери царя Михаила; братья царя Михаила, умершие в малолетстве и проч. Словом сказать, до семидесяти гробниц «пресветлых родителей царских» покоятся в Новоспасском монастыре.

 

 

Под другой церковью в монастыре, именно Знаменской, не менее богатой и замечательной, покоятся тела: графа Петра Борисовича Шереметьева (+ 1783 г.), знаменитого князя Алексея Михайловича Черкасского (+ 1742 г.) и мног. других именитых людей. Здесь же, в особой палатке, под сводами южной части алтаря, лежат тела четырех Романовых, пострадавших в царствование Бориса Годунова, замученных им в местах их ссылки, а затем Дмитрием Самозванцем перенесенных в эту усыпальницу.

Великолепная колокольня этого монастыря, имеющая 33 сажени высоты, достроена в царствование Екатерины II. Сверху ее открывается великолепнейший вид на Москву с ее прекрасными и разнообразными окрестностями.

Каждый из прибывших в Новоспасский монастырь, конечно, не пройдет мимо зданий настоятельских покоев, не заглянув во внутрь этого любопытного памятника русского зодчества начала XVII столетия. Если эти покои достопамятны по времени своей постройки, то еще более интересны по внутреннему своему убранству, в особенности для лиц, сколько-нибудь интересующихся историей России; а именно: здесь находится великолепное, по полноте своей, собрание портретов царей русских, от Михаила Феодоровича до Николая I, со всеми их ближними и дальними свойственниками, так что некоторые из этих портретов только и можно найти, что в этом монастыре. Тут же портреты всех десяти патриархов и всех московских митрополитов с первого до предпоследнего, недавно опочившего Филарета Дроздова; многие из этих портретов суть подлинники, а некоторые — копии с древних подлинников.

На обширном кладбище монастырском найдете весьма много монументов, стоящих над прахом разных, особенно достопамятных лиц, как в военном, так и в гражданском быту России. Из особенно же интересных памятников обращает на себя внимание могила симоновского архимандрита Гавриила Краснопольского. Этот архимандрит, в 1771 году, во время морового поветрия, перешел в этот монастырь из Симонова монастыря, так как этот последний занят был, по распоряжению власти, под карантин. В первый же день своего водворения в Новоспасском монастыре, архимандрит Симон, со всей пришедшей с ним братией, волей Божиею помре. Все они погребены в одной могиле.

Останавливаться ли, в заключение нашей заметки, пред длинным списком настоятелей этой обители?

С 1346 года но настоящее время, было здесь до 80-ти настоятелей. Довольно назвать из них некоторых, чтоб вспомнить, какую важную роль большинство их играло в судьбах России. Таков, например, Васиан Рыло, современник Иоанна III, ободрявший его при свержении татарского ига; Михаил, но прозванию Митяй, впоследствии митрополит, современник Дмитрия Донского; Савва Грек, сострадалец Максима Грека (1525 года); Афанасий—духовник Иоанна Грозного; Иов - впоследствии первый патриарх русский; Евфимий, один из членов знаменитого посольства бояр к июльскому королю Сигизмунду III, в 1611 году: Никон, знаменитый патриарх и т. д. и т. д.

В 1710 и 1711 гг. здесь же был настоятелем Досифей Глебов, впоследствии хиротонисанный в епископы ростовские. Это тот самый Досифей, который 5-го марта 1718 года погиб страшной смертью близ Лобного места, в Москве, по делу царицы Евдокии Лопухиной и царевича Алексея. Досифей был разорван, после целого ряда пыток, железными крючьями.

В заключение нашей заметки, нельзя не пожалеть, что этот, в высшей степени достопамятный монастырь, имея с полдюжины описаний, отдельно изданных, а также десятка полтора, разбросанных в разных «историях» и «памятниках» Москвы, - не имеет однако описания, составленного вполне научным образом, с приложением надлежащих изображений его достопамятностей, как бы то он вполне заслуживал.

 

 

Еще по теме:

Вознесенский девичий монастырь в Москве

Новоспасский монастырь в Москве

Архангельский собор в Москве

 

 

 

 

Категория: Разные старости | Просмотров: 1004 | Добавил: nik191 | Теги: Новоспасский монастырь, москва, 1869 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz