Не поддавайтесь унынию
Давно замечают и знают, что каждый народ переживает полосы то подъема духа, то его понижения. Между двумя этими полосами настроений такая большая разница, что их рассматривают одну, как движение вперед, другую, как отступление назад; одну называют прогрессом, другую—регрессом. Называют их также акцией и реакцией.
Каждый раз, когда на нашу родину Россию наваливался особенно тяжелый гнет царского деспотизма, и наш народ впадал в уныние от этого гнета, и лучшие люди складывали от огорчения руки, а худшие вылезали из своих нор и давали простор своим подлостям и порокам—все кричали и писали:
наступила «реакция» и нет ходу ничему честному и хорошему: на все полезное наложен запрет; одним негодяям дают честь и место...
И думали тогда почти все:
«нет ходу добру и правде, значит надо сидеть и ждать пока наступит лучшее время и снова можно будет учить и учиться, работать на пользу всех и других призывать к такой работе...»
Люди сидели и ждали целыми годами и десятками лет.
Очень, очень страшно, чтобы не повторилась и теперь вот эта: самая «реакция». Страшно, что опустятся руки у лучших любящих свой народ граждан, что скажут они себе:
«народ наш сбросил с себя гнет и насилие царизма, освободился от всех решительно пут и все хозяйство своей страны получил в свои руки. Земля и все, что на ней и под ней— перешло в общее владение, управление всем государством перешло во власть народа и будущее свое он держит в своих руках... Как же воспользовался он такими счастливыми условиями. Что хорошего сделал он себе и другим?..»
Спрашивают они себя и ничего утешительного сказать не могут. Не могут, потому что вместо созидательной работы народ взялся истреблять своими руками тот материал, из которого можно и надо было строить новую Россию, новую жизнь всех граждан.
Откуда пошло такое непонимание своих выгод, почему народ бросился в сторону деятельности пагубной для него—это вопрос глубокий и поучительный и о нем придется еще и еще толковать, но сейчас не о нем речь. Сейчас речь о том, как должна себя чувствовать и как должна относиться к текущему положению вещей более сознательная часть населения.
Нет сомнения, что среди всех его слоев, образованных и необразованных, среди ученых и крестьян, среди рабочих и солдат есть немало людей понимающих. Они сознают, что часть населения, и значительная его часть, пошла в своих действиях ложным путем, и ведет Россию к потере, даже той промышленности и той культуры, какую имела она до революции, что вместо укрепления своей свободы и независимости она теряет и то и другое, отдавая себя в рабство злейшим врагам всего славянства —немцев.
Этим сознательным людям больно и оскорбительно видеть свой великий народ обманутым кучкой предателей и проходимцев, разрушивших мощь нашей армии, обративших ее силы на разорение своей же земли, на взаимное истребление. Больно и оскорбительно за родину свою, лишившую себя своими неразумными и греховными поступками светлого и радостного будущего, той чаши счастья, которая уже совсем прикоснулась к иссохшим губам утомленного народа. Смотреть, как злые продажные руки выбили эту чашу из рук доверчивых наших темных граждан— невыразимо горько.
Особенно горько и опасно то обстоятельство, что наше неправое, изменническое отношение ко всем бывшим союзникам заклеймить всю Россию печатью предательства. С этим клеймом, если не сумеем смыть его возвращением к жизни достойной свободных граждан—мы войдем в будущую историю народов под нравственным и материальным бойкотом. Будем существовать презираемые, как рабы своей глупости и моральной низости, как недостойные быть согражданами мировой федерации народов, умевших ценить свою родину, свою культуру, свою самостоятельность, ту самостоятельность и свободу, которая одна дает простор творчеству человека.
Страшное дело, роковое дело потерять все это, и каждый честный сознательный человек не может без ужаса смотреть в глаза такой перспективе. Он готов скорее умереть, чем пережить переход от свободы к рабству; но именно такой страх и ужас перед позором обязывают каждого честного гражданина отдать себя всего, положить все силы свои на предупреждение возможности безвозвратного падения.
Лучшая, наиболее сознательная часть русского общества умела бороться и тогда, когда общая опасность была менее глубока, а личная расплата много свирепее. Почему же теперь мы должны складывать руки, предоставить процесс разложения и растления течению стихийному и пассивно смотреть, как злая воля врагов народа успевает разрушить духовную культуру, бесчисленного населения, развращая одних до утраты образа человека, вырывая у других последнюю веру в правду и совесть на земле?
Вы, люди робкие духом, колеблющиеся в лучших своих желаниях и намерениях, вы должны убедиться в исправимости положения вещей уже только тем, что безобразия, допущенные вами в России —явления общечеловеческого характера.
Исключения же стомиллионный народ представить не может. Все страны переживали в свое время подобные коллизии старой и новой жизни. Вина нашего народа лишь в том, что он крайне невежественен, терпел слишком долго жесточайший десполизм, и никогда еще не изведал доли свободного человека. Помешательство части его есть явление временное, проходящее. Помочь общему оздоровлению не трудно при напряжении сил искренних друзей народа в сторону немедленного обращения его к разуму и совести. Природа человека не может надолго уйти в царство звериных инстинктов, даже из-за одного чувства самосохранения. Слишком давно уже человек живет общественной жизнью, что бы не стремиться, хотя бы несознательно, к воплощению в себе лучших, наиболее симпатичных свойств людской природы, дабы вызвать к себе доброе отношение ближнего своего.
Не унывать, не опускать руки, не отстраняться от участия в жизни должны мы, сознательные граждане, преданные благу своего народа. Напротив, зная причины его ошибок и заблуждений, мы обязаны противопоставить им постоянное разъяснение и указание на то, куда ведут его эти заблуждения. Кто другой сделает это, как не вы, граждане, сознающие трагизм положения нашей великой родины?!
Если находятся злоумышленники, полагающие волю и энергию свою на отравление разума и совести малосознательных, если находятся слабые знанием и мыслью люди, верящие в то, что проповедуют народу несомненно истину, увлекая его на дорогу злобы, низкой мести и всевозможных насилий—должны же честные и понимающие люди, употребить свою волю и эпергию на борьбу с лжеучением и стараться вернуть своих братьев на путь труда и правды.
Не имеет права называться «социалистом» тот, кто внедряет в сердца людей чувства ненависти и мщения, когда уже есть полная возможность установить взаимоотношения на справедливых братских началах мирным путем, когда свобода и власть всецело в руках огромного большинства, могущего строить жизнь по новому, разумному плану.
Вы, гражданки великой страны, вы, носительницы жизни всего человечества, воспитательницы его, воспряньте духом, займите по праву свое место наставниц и полагайте силы свои на то, чтобы взрастить поколения достойные звания человека, достойные быть вершителями судеб отечества своего!
Не покладайте рук, не отвлекайте мыслей наших от этой священной задачи, спасайте Россию! В такие дни, какие мы переживаем теперь, непростительный грех предаваться унынию!
Катерина Брешковская.
"Труд", 12 (25) января, 1918 г., № 230
Еще по теме
|