Четверг, 7-го марта
12-го марта в Москве соберется Всероссийский Чрезвычайный Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов для окончательного решения вопроса о войне и мире. Какое окончательное слово скажет этот верховный орган Советской республики и будет ли ратифицирован наш мирный договор с империалистами центральных держав—мы еще не знаем, но то, что на этом Съезде будут бороться два течения, что там будут горячие прения и оппозиция—в этом нет никакого сомнения.
В эти критические дни необходима партийная дисциплина, сохранение единого фронта и единых действий в рядах партий, стоящих у власти, а, между тем, мы наблюдаем как раз противоположное. Находятся люди, пусть честные и горячо преданные социализму, которые в последние дни только и делают, что разрывают единый фронт, „единую линию", подкапываются под тот фундамент, который сами же возводили при тяжелых обстоятельствах, и которые с каким-то упоением подрубают тот сук, на котором сидят сами.
Они говорят обжигающие слова о революции, они—против мира, они за восстание, за гражданскую войну с немецкими хищниками и грабителями, но сколько-нибудь реальных мер, здраво обдуманных решений, готовых планов— у них этого ничего нет... То, что подписанный мир является тяжелой ношей для молодой социалистической республики —об этом нам известно больше, чем другим, и пламенными лозунгами тяжести не убавишь.
Наши новые оппоненты очень часто повторяют слова Дантона:
„смелости, смелости и еще раз смелости!"
Не будем спорить о том, что смелость—великая вещь, но никогда не нужно забывать и того, что от смелости до героической глупости—воробьиный шаг!
Мы не знаем, какое течение победит на Съезде—за войну или за мир, революционная фраза или математический расчет, но нам бы хотелось только напомнить товарищам о результатах победы революционной фразы и эффектных жестов. Пусть товарищи, участники Съезда, подумают и посмотрят повнимательнее на создавшееся положение вещей прежде, чем говорить за или против.
Пусть их героическая смелость не превратится в героическую глупость!
На слова Дантона о смелости мы отвечаем: факты, факты и еще раз факты! И те товарищи, которые слишком хорошо знакомы с фактами текущей жизни никогда не пошлют навстречу бронированному поезду империализма „повстанческий отряд". На удар мечом отвечают ударом меча же, а не перочинного ножа! Или, в крайнем случае, если нечем ответить на удар подставляют мечу крепкий щит, надежную опору. А где наш меч-кладенец, где стальной щит?
Тот, кто не знает или, вернее, не хочет знать психологии масс, наших в конец разрушенных хозяйства, транспорта, промышленности и, вообще, кто не хочет видеть приближающейся к горлу „костлявой руки голода", тот больше чем легкомысленный человек, тот преступник, какими бы лозунгами он ни прикрывался и в какие бы одежды ни одевался.
„Нужно уметь во время остановиться"
—гласит древняя мудрость.
„Кто умеет ждать, тот получит все",
—сказал английский философ.
Народ бесконечно устал и ему необходим, как воздух, отдых; страна истерзана, она обнищала; настроение подавляющего большинства говорит за то, чтобы была дана передышка, был мир, пусть не долгий и тяжелый, но все же мир.
И мы еще раз повторяем, что победить должна математика, а не фраза.
Факты, факты и еще раз факты!
Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот 1918, №31 (76) (7 марта)
|