По материалам периодической печати за ноябрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Воскресенье, 26-го Ноября.
Национальное движение к организации и самоопределению освобожденных революцией народностей России пока переплетено с буржуазными тенденциями. В то время как Советская власть не только не препятствует, но и содействует организации национальных полков, признавая полное самоопределение нации, буржуазные элементы, проникающие в руководящие органы, не могут конечно отрешиться от своей природы и стараются использовать это движение не демократически, с целями, общими с буржуазией всех стран и национальностей.
Особенно ярко сказалось это в политике Украинской Центральной Рады, которая начинает вести политику имущих классов. Понятно, что украинские, как и польские и другие помещики, будут восставать против передачи земли народу и других коренных реформ, отдающих власть в руки крестьян и рабочих. Но несомненно, что народ Украины и Польши не может быть сам себе врагом, и принципы, провозглашенные правительством Советов, найдут одобрение в трудящихся массах.
Украинцы, поляки, татары и другие должны понять, что российская революционная демократия, поставившая во главе власти социалистический Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов, является самым искренним другом и доброжелателем трудового народа всех национальностей.
И наоборот, в каждой народности есть расслоение интересов, и конечно владельцы земель, фабрик и заводов и т. д. отнюдь не могут и не будут вести политику рабочих и крестьянских интересов. Интересы их прямо противоположны, и конечно они будут в союзе не с трудовым народом своей национальности, а с буржуазией, хотя бы и чужой.
С другой стороны, все вопросы, которые выдвинула революция, требуют решения самих народных масс.
Сам трудовой народ, рабочие и крестьяне, организуясь, должны вырешить вопросы земельный и другие, не идя на поводу у буржуазных партий, а самостоятельно, руководясь лишь интересами трудящегося большинства населения.
Необходимо понять всем трудящимся, и к какой бы нации или стране они ни принадлежали, что только единение создает силу для закрепления завоеваний революции. Действия врозь, не согласованные с действиями демократии всей страны, не могут быть прочны, и буржуазия найдет способы их подорвать и расшатать.
Самоопределение национальностей, свобода в устройстве жизни—и единение с трудящимися массами всех национальностей,—вот что приведет нас к полной победе.
***
В последнее время выплыл и как будто обострился казачий вопрос.
Каледин, Корнилов, Дутов, хвастливые и нетактичные заявления командных верхов казачества,—все это радует буржуазию и раздувает ее до невероятных размеров.
Фактически же дело обстоит не так печально. Конечно, атаманы и богатое офицерство должны быть и будут будировать против социалистической власти Советов. Вместе с российской, германской и прочей буржуазией, казачья буржуазия будет стараться внести раздор и смуту, чтобы восстановить буржуазную власть и вновь начать всемирную бойню, приостановленную переговорами. Казачьи командиры находят некоторое число исполнителей среди наиболее богатого или темного казачества.
Но трудовое казачество несомненно понимает, что война с русским народом бессмысленное и преступное дело. Это дело заранее обречено на полную неудачу, потому что идти против воли миллионов солдат и крестьян и рабочих не под силу одной части населения. А самое главное это то, что нет причин таких, чтобы трудовое казачество пошло на братоубийственную бойню. Только обманом мог вести Керенский казаков на Петроград и этот пример показал, что Керенские, Каледины и Корниловы— враги русского народа и враги трудового казачества.
Несомненно, что трудовое казачество само оценит свое положение и поймет, в какую пропасть преступной братоубийственной бойни, без всякого смысла и цели, кроме захвата власти буржуазией—капиталистами и помещиками.
Но этот захват теперь немыслим и предательство может вызвать кровавую смуту, но не может иметь успеха.
Против армии и народа, ясно высказавших свою волю, могут идти только враги народа. И враги народа понесут законное возмездие.
В ликвидации предательских замыслов своих командных буржуазно-помещичьих верхов трудовое казачество само должно принять активное участие. Его путь должен быть один— со всей армией, с флотом, со всем российским трудящимся народом,—к укреплению добытой свободной жизни.
Армия и флот рабочей и крестьянской России 1917, №06
Тоска по городовом
Дела и дни большевиков, их агитация словами и делами быстро приносит пышные плоды, но только, так сказать, наоборот,— толкают страну вправо. Анархия, в сфере которой теперь приходится жить, довела население столицы до тоски по городовом, который в глазах масс сделался символом личной безопасности и порядка.
Это печальное состояние тоски по городовом выражено было яркой демонстрацией в Александринском театре на последнем представлении "Живого трупа". В последней картине толстовской пьесы на сцене изображен суд и у дверей судебного зала стоит во всей парадной форме городовой. Когда поднялся занавес,—говорит «Наша Речь»,—и публика увидала городового, раздались аплодисменты, перешедшие в овацию, продолжавшуюся несколько минут.
— Сам Шаляпин не видал таких оваций, какая выпала на долю статиста, представшего перед публикой в образе городового,—восклицали в театре.
Вот где поистине можно сказать— все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Солдаты в народном университете Шанявского
Слушатели московского университета Шанявского приняли революцию:
«Мы, слушатели московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского, на чрезвычайной сходке по поводу печального инцидента, бывшего 15-го ноября (собрания в университете разогнанной московской думы), высоко ценя свободу собраний и слова, горячо протестуем против факта введения вооруженной силы в стены университета, предоставляющего свои аудитории всем без различия демократическим партиям и организациям».
Совсем по-николаевски.
Еще по теме
|