Как живут в Советской России
В настроении населения советской России, по словами возвращающихся из плена, наблюдается полный перелом в пользу идеи права и законности. Большевики переживают настоящее похмелье.
Более активные деятели советской власти, пользуясь подложными видами на жительство, постепенно перекочевывают в добровольную ссылку — кто в прифронтовую полосу, где, под видом беженцев начинают новую жизнь.
Неважно чувствуют себя и красноармейцы. Они напоминают пресытившегося зверя, который ищет покоя и логова после своего кровавого пира.
Колоссальные оклады и грабежи перестали их удовлетворять. От скуки, и быть может и от других причин, которые они не сознают, но предчувствуют, весь свободный от «боевой страды» досуг они проводят либо за вином, либо за картами, проигрывая колоссальные суммы.
Но эти невинные, с точки зрения советской военной власти, занятия младших «товарищей» начинают набивать оскомину.
«Скорей бы за Волгу, а там рукой подать и в Москву! Придем, положим у ног Ленина и Троцкого доспехи, а там и гайда по домам на печку.
Довольно дурака валяли в угоду коммунистам да на потеху китайцам, латышам и евреям»!
И это не слова,—это истинная действительность, подтверждаемая самовольными уходами с фронта целых полков красноармейцев.
Держат фасон одни лишь комиссары да «идейные» коммунисты, потерявшие всякое представление о чужой собственности.
Не рассчитывая на свои силы, видя на каждом шагу полное разложение армии, комиссары распространяют всевозможные несуразные слухи об удачных выступлениях большевиков в Англии и Франции, об обещанной помощи со стороны австрийских и германских коммунистов и т. д.
Возвратившийся из германского плена солдат, один из славных сибирских стрелков, с которым я беседовал, не мог без смеха говорить о том конфузе, который пережили большевики и очевидцем которого он был, когда пробирался через Ковенскую губернию на Двинск.
Дело было с месяц тому назад. Большевики советской России с часу на час ждали помощи со стороны немецких «товарищей». И дождались... Каково же было их разочарование, когда вместо красной немецкой армии пред ними предстала просто немецкая армия, армия порядка и законности, явившаяся в Литву для борьбы с большевиками.
А в центре советской России опять спят и видят во сне полки немецких коммунистов, победоносно выступающих на защиту рабоче-крестьянско-солдатско-батрацкой федеративной республики, возглавляемой Ленинвм и Бронштейном.
«Хотелось, говорил мой собеседник, сказать солдатам, красной армии сущую правду о той помощи, о которой трубят газеты и комиссары, да было боязно, — могли расстрелять».
Весь путь до Двинска мой собеседник прошел пешком. От Двинска до ст. Абдулино ехал с эшелоном, а там опять пешим хождением вплоть до Уфы.
В Германии голода не ощущается, хотя карточная система все еще продолжает проводиться в жизнь. В последнее время хлебных паек повышен до фунта на человека. Немецкие крестьяне горько сожалеют о войне с Росснией и всячески обвиняют в ней свое правительство.
В Литве несколько хуже, чем в Германии в смысле продовольствия. Зато, начиная со Смоленска вплоть до Самары, голод достиг ужасных размеров.
Голодают не только мирные жители, не сумевшие припрятать хлеба, но и воинские части. Сытыми были и остаются одни лишь комиссары и их приспешники.
В Самаре фунт белого хлеба, дошел до 4 руб., черный дешевле. На ст. Давликаново, Абдулино цены на хлеб ниже.
Мост чрез Самарку окончательно исправлен. Сызранский мост чрез Волгу исправлен вчерне и поезда проходят по одной его половине.
Испорченный путь и небольшие мосты, взорванные красными при отступлении, быстро исправляются нашими батальонами.
Военнопленный был очевидцем поспешного отступления красных на Самарском направлении.
«Чуть, говорит, не смяли меня! При отступлении теряются, забывают награбленное добро. Занимая деревни, прежде всего ставят на учет подводы, на которых потом и улепетывают «почем зря».
Вернувшиеся из плена сибиряки подчеркивают тяжелое положение интеллигенции и подтверждают факты массовых расстрелов духовенства.
Все население проникнуто ненавистью к коммунистам и ждет как светлого Христова дня своих избавителей с востока.
К. С.
Вестник Приуралья 1919-05-10 (№ 42)
|