nik191 Суббота, 22.03.2025, 19:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Январь » 24 » Наше женское образование (1917 год)
06:23
Наше женское образование (1917 год)

 

По материалам газет и журналов 1917 года.


При знакомстве с цифровыми данными, иллюстрирующими положение народного образования в России, особенно бросаются в глаза те из них, которые характеризуют положение женского образования в нашей стране.

По данным, приводимым статистическим ежегодником на 1913 г., видно, что из 1000 лиц в империи мужчин грамотных 293, а грамотных женщин—131. Если же принять во внимание, что, по данным центрального статистического комитета, к 1 янв. 1912 г. численность мужского и женского населения в нашем отечестве была приблизительно одинакова (на 100 мужчин приходилось 99,6) *) то из этого вытекает, что грамотность среди мужчин у нас развита в два с лишком раза более, чем среди женщин.

*) Эта пропорция совпадает с той, которая обнаруживается по переписи 1897 г. тогда на 64.504.000 мужчин приходилось 64.438.000 женщин (в круглых цифрах).

Эта резкая разница между мужской и женской грамотностью В России становится еще ярче, если мы сравним число учащихся в начальных школах по годам, по данным однодневной шкальной переписи 18 янв. 1911 г. всего учащихся в этих школах было 6.178.593, из них: мальчиков 4.200.451, девочек 1.978.142.

Отношение остается таким же, какое мы указывали и раньше: мальчиков в начальных школах было в два слишком раза более, чем девочек. Эти цифры тем более показательны, что оне освещают положение дела в народных массах, составляющих громадное большинство населения.

Поразительная отсталость наша в отношении женского образования станет еще более очевидной, если мы сравним выше приведенные данные с теми, которые характеризуют положение женского образования в других европейских странах. Хотя данные эти несколько устарели, но это обстоятельство подчеркивает разницу еще более не в нашу пользу. Вот эти статистические данные.



Эти цифры показывают, что в западно-европейских государствах просвещение распространено равномерно между полами. А мы стоим на ряду со второстепенными отсталыми странами:

                                                              Мальч.        Дев.
Болгария . .    (1904) ................          187.800        92.000
Греция    . .    (1902) ................          153.000         47.600

Но можно ли подобными цифрами измерить весь тот вред, который несет с собою эта «тьма беспросветная» в женской половине нашего населения?

Нет, опасность тут гораздо шире и глубже.

В самом деле, что нас ожидает? Целое молодое поколение женщин, будущих матерей, растет у нас, лишенное духовного света и развития; какое же воспитание они могут дать своим будущим детям? Страшно подумать, какое тяжелое наследие передается у нас из поколения в поколение. Кто, как не мать, оказывает неотразимое, глубокое влияние на впечатлительную натуру ребенка?

Душа ребенка подобна чувствительной пластинке, на которой остаются яркие отпечатки, светлые и темные, в зависимости от того, какие лучи падают на нее, и естественно, что влияние матери, отражающееся на ребенке с момента появления его на свет, чрезвычайно велико. Вспомните трогательные картины материнской любви и ласки у наших выдающихся писателей, вспомните, с какой особенной нежностью и благоговением говорят они о матери (Л. Н. Толстой, Короленко, Надсон, Горький).

Из этого сама собою вытекает важность правильного, рационально поставленного воспитания женского молодого поколения, будущих матерей. Недаром лучшие из педагогов всегда придавали особенное значение этому вопросу и посвящали свои силы женскому образованию (К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин).

Еще в 1867 г. Ушинский очень удачно и выпукло подчеркнул общественную ценность правильно поставленного женского образования. Эта оценка сохраняет все свое значение и теперь, так что мы считаем полезным познакомить своего читателя.

В своем «Отчете об осмотре заграничных женских учебн. заведений» К. Д. говорит:

«Теперь начинают понемногу сознавать, что воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, что через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь.

Действительно, характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы,— ложится прочно, становится второю природою человека; но так как дитя в эти  первые годы свои находится под исключительным влиянием матери, то и в самый характер его может проникнуть только то, что проникло уже прежде в характер матери.

Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какою отличается все, усвоенное в детские годы. Таким образом, женщина является необходимым посредствующим членом между наукою, искусством и поэзией с одной стороны,—нравами, привычками и характером народа с другой. Из этой мысли вытекает уже сама собою необходимость полного всестороннего образования женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель—п р о в е с т и  в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии».

Но если женщина в качестве матери и воспитательницы может оказывать глубокое благотворное влияние на нежную натуру ребенка, то и обратно нетрудно понять, какой глубокий, непоправимый вред может она причинить ребенку благодаря своему невежеству и грубости, как может она, сама того не сознавая и не желая, искалечить и извратить его хорошие задатки, способствовать укоренению в подрастающем поколении грубых нравов, предрассудков и суеверия.

Пора, давно пора нам обратить самое серьезное внимание на массовое невежество нашей женской половины населения. Все, кому дороги интересы широких народных масс, кто высоко ставит культурное преуспеяние России,—должны оказывать посильное содействие развитию нашего женского образования, помня, что рост его—необходимое условие для нашего дальнейшего прогресса и действительного обновления.


Старый педагог.

 

 

Еще по теме

 

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 1010 | Добавил: nik191 | Теги: 1917 г., образование, Женщина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Январь 2017  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz