Народные моды
Мы вовсе не отрицаем того факта, что мода порождает в нашей жизни целую массу нелепостей, абсурдов и, иногда, несчастий. И однако, загляните в старые номера иллюстрированных изданий, присмотритесь к туалетам, особенно женским, бывшим в употреблении лет тридцать-сорок-пятьдесят тому назад, испросите себя, удовлетворяют ли они вашим, хотя бы не сложным, эстетическим потребностям: вы удивитесь и откажетесь понять, что за вкус был у этих людей, которым подобные уродливости могли нравиться.
Еще более чудовищными кажутся нам известные особенности, которыми отличаются костюмы диких, заморских племен. Посмотрите на рисунок, изображающий алжирскую женщину, шея и голова которой покрыты всякого рода украшениями. Вы, конечно, находите странным этот наряд, и, тем не менее, вся разница между ним и нарядом европейской салонной дамы заключается лишь в известном распределении драгоценных вещиц: качественно же, никакой разницы нет.
Иначе обстоит наряд гималайской девушки, которая старается поразить одним только размером своих серег. Чего доброго, и мы дойдем еще до этого. Вызвала же недавно большую сенсацию в Париже одна танцовщица, украсившая свои обнаженные ножки огромными бриллиантовыми кольцами. Конечно,—индийский ювелир, который по мотивам религиозным украшает лоб, грудь и плечи своих заказчиц всякого рода украшениями, не найдет, разумеется, подражателей у нас, потому что наши дамы, при подобных заказах, руководствуются соображениями отнюдь не религиозного свойства.
Своеобразные лобные украшения кафров также имеют совсем другое значение, отличное от того, что изображает лоб европейских кафров. Несколько гнетущее впечатление производит рука сиамской артистки, с ногтями баснословной величины и странной формы. Однако, не тот ли вкус, или точнее, не тоже ли безвкусие царит и у нас? Множество дам и кавалеров с гордостью щеголяют длинным ногтем на мизинце, придавая ему искусственный розовый цвет.
Дети привилегированных сингалезов носят драгоценные камни в ушах и в носу; девушки в Индостане щадят свои носы, но зато они уродуют свои нижние губы, лишь бы украсить их рубинами. Самоанки носят в ушах огромные серьги, а дамы в северной Австралии довольствуются простой деревянной палочкой, протянутой через нос. Европеец, однако, совершенно неосновательно смеется над этими грубыми нравами, — напрасно потому, что, с точки зрения чисто эстетической, безразлично, снабжаем ли мы нарядами нос, уши или губы; это—все равно бесполезное уродование частей тела.
Впрочем, у нас в этом отношении наблюдается уже перемена к лучшему. Серьги, очень большие и украшенные крупными камнями, еще так недавно бывшие в употреблении, почти совсем вышли уже из моды. На наших светских балах вы встретите большие серьги лишь в ушах старых дам, представительниц отживающего поколения.
Кавалер в Новой Померании носит обыкновенно колоссальный головной убор из раковин — для прибрежного народца, живущего почти исключительно рыбой, наряд вовсе не странный. Прическа обитательницы Мадагаскара производит, конечно, удручающее впечатление, но она, в сущности, мало чем отличается от прически, которую вы, сплошь и рядом, увидите на наших балах.
Вправе ли мы презрительно говорить о дикарях, протыкающих свои носы деревянными палочками?
Огонек, №9, 6 (17) марта 1900 г.
Еще по теме
|