Начало «нового века» при Петре I
(Историческая справка)
Легковерные люди думали 1 или 13 ноября встречать конец света, или светопреставление, но им даже не пришлось видеть в эту ночь падающих звезд, о коих предсказывали астрономы. Пусть утешатся, — им суждено, в последний день будущего декабря, увидать не подлежащий отмене «конец века», окончание истекающего XIX столетия, а 1 января, в день нового 1900 года, встречать новое, двадцатое столетие.
Пока любители проводов и встреч, даже менее значительных, будут ломать голову, как ознаменовать этот «конец» и чем отметить это «начало», интересно вспомнить, как Москва, при Петре I, провожала в вечность XVII столетие и встречала новое XVIII.
Потрясающе шумным для Москвы и России был последний год XVII столетия: в 1699 году, 25 августа, возвратился молодой царь из-за границы и дал страшную битву старорусским порядкам: ужасным розыском по стрелецкой крамоле и казнями стрельцов на Красной площади, пострижением в иночество своей сестры царевны Софьи и жены Евдокии, и начал эпоху преобразований, и бритьем бород, и одеваньем русских людей в иностранные камзолы и проч.
26 августа в Преображенском дворце сам царь обрезал бороды у бояр Шеина и Ромодановского, а 1 сентября, в тогдашний новый год, на большом обеде у боярина Шеина, шут упражнялся в обрезывании бород другим боярам. Новым западным духом повеяло тогда в Москве...
До конца года еще не улеглись страхи, не кончилось изумление новым порядкам и костюмам, как за несколько дней до праздника Рождества Христова, 20 декабря, Москва узнала большую новость: вышел указ царя, отменяющий летосчисление от сотворения мира и повелевающий по-новому справлять новый год, вместо 1 сентября — 1 января. Вместе с тем, было издано повеление целую неделю праздновать начало нового ХVIII столетия.
По первому предмету царский указ гласил:
«Известно великому государю, что не только во многих европейских странах, но и в народах славянских, которые с восточной православной нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые великого Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята,—все те народы согласно лета свои счисляют от рождества Христова, осьмь дней спустя».
«В знак того доброго начинания и нового столетнего века,—говорится далее в Петровском указе,—в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим проездным и знатным улицам, людям знатным, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостинном дворе и у нижней аптеки, или, кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможное; а людям скудным комуждо, хотя по деревцу, или ветви над воротами, или над хороминою своею поставить; и чтоб то носило ныне будущего января к первому числу».
Даже было предписано, говорится к книге: «Из Истории Москвы» стр. 252, как в этот день все должны были поздравлять друг друга с новым годом и столетним веком, какая должна быть стрельба из пушек и мушкетов, и какие фейерверк и иллюминация должны быть на Красной площади».
Каждую ночь на Москве горели потешные огни и хлопали ракеты, устраивались ассамблеи и «машкерады». Празднества шли целую неделю и кончились только в Крещенье,— иорданским крестным ходом на Москву-реку.
Этот крестный ход начала XVIII века отличается от всех предшествующих тем, что Москва не видела в нем шествующим, в древнем царском облачении, с короной и другими атрибутами царского сана, своего Государя, не видела также и бояр в древне-русских золотых, бархатных и мухояревых одеждах, и видела в последний раз в иорданском ходу святейшего патриарха всея Руси; причины этого заключались в том., что царь в немецком зеленом мундире стоял пред своим «Преображенским региментом», бояре, обрив бороды, перерядились в немецкие камзолы, а блаженный патриарх Адриан скончался в этом первом году XVIII века, и преемника ему уже не было...
Так вступали Москва и России в новое восемнадцатое столетие и вместе с тем в новый Петровский период своей истории.
N.
Московский листок, № 45, 21 ноября 1899 г.
|