По материалам периодической печати за апрель 1918 года.
На Украине
Мирная конференция в Смоленске
Московская „Правда" сообщает, что слухи о прибытии в Смоленск представителей мирной делегации от Украины не соответствуют действительности. По данным, имеющимся в распоряжении комиссариата по иностранным делам, в Смоленск до сего времени не прибыли ни русские, ни украинские представители мирной делегации.
Делегаты советской власти
В начале будущей недели в Смоленск выезжают представители комиссариата по ин. делам, которые будут вести переговоры с украинскими делегатами. Бывший председатель московского совета Покровский, которому было предположено стать во главе делегации, уклонился от этого. В состав делегации войдет управляющий комиссариатом по ин. делам Чичерин, возможно и Радек.
Эвакуация великороссов
С 1 апреля установилось сообщение (с пересадкой в Сарнах) Киев— Сарны—Лупинец—Гомель. Ежедневно из Киева уходит эшелон с 1.000 эвакуируемых великороссов. Украинские власти предоставляют довольствие в самом минимальном количестве. Возбужден вопрос об эвакуации великороссов не только на Гомель и Оршу, но и в направлении Бахмач—Курск.
Арест рабочих
Произведенный в Одессе германскими военными властями арест рабочих вызвал протест украинской городской думы, заявившей, что украинцы имеют собственный суд.
Заказ на сельскохозяйственные орудия
По полученным в Петрограде сведениям, Германия получила от Украинской рады заказ на сельскохозяйственные орудия, разные металлические инструменты и химические продукты.
Турция претендует на Одессу
«Ранн. Утром» получены из Одессы сведения, что Турция претендует на Одессу; украинские власти опровергают это сообщение.
В Харькове
По полученным советской властью сведениям, после взятия Харькова гайдамаки жестоко расправились с рабочими в Харькове и служащими канцелярии красной армии.
Дело народа 1918, № 020 (16 (3) апр.). - 1918. - 4 с.
Опровержение
Член всеукраинского ц. и. к. т. Н. Скрипник опровергает появившееся в печати сообщение о расстреле гайдамаками т.т. Евгении Бош, Примакова и Пятакова и некоторых членов одного из советских отрядов. Все названные лица, преждевременно похороненные украинскими контрреволюционерами, целы. Евгения Бош сейчас в Таганроге.
Известия Вологодского губ. совета раб., солд. и крест. деп. 1918 № 079, 16 (03) апр
Роспуск Румынского фронта
Военный украинский комиссариат сообщает о роспуске румынского фронта. Все имущество, принадлежащее Российской республике, переходит в собственность украинского народа.
Дело народа 1918, № 020 (16 (3) апр.).
Массовый отъезд украинцев из Москвы
По сведениям московской украинской рады, в последние дни замечается массовый отъезд украинцев из Москвы. Московская рада ежедневно выдает около 400 пропусков на проезд в пределы Украины. В начале революции в украинской колонии в Москве насчитывалось до 40,000 человек, теперь осталось их не более половины.
Ликвидация украинских учреждений в Москве
По предписанию комиссара по украинским учреждениям Скирского ликвидируются все находящиеся в Москве украинские учреждения, не признающие советской власти. В число учреждений, подлежащих ликвидации, включена московская рада.
Дело народа 1918, № 021 (17 (4) апр.). - 1918. - 4 с.
На Украине
Последние известия с Украины говорят о том, что «дружественная» помощь Германии центральной раде в настоящий момент все более и более теряет свой дружественный оттенок и приобретает характер военной оккупации со всеми тяжкими последствиями ее для населения.
Как известно, рада, начиная борьбу с большевиками, не рассчитывала на свои украинские полки, за исключением полка имени Шевченка, который был сформирован, главным образом, из украинцев, якобы бежавших из плена, при благосклонном участии германских военных властей и в достаточной мере распропагандированных союзом освобождения Украины.
В своей борьбе рада опиралась исключительно на так называемое «вильное казачество», т. е. на добровольческие узко территориальные иррегулярные войска. Численность «вильного казачества» определить в дофевральские дни довольно трудно, но тот факт, что «гетман» Петлюра, прибыв в Киев с отрядом казаков в двести—триста человек, в одну ночь очистил пригороды, взял арсенал и только бежал с приходом советской армии под начальством полковника Муравьева, говорит нам о том, что реальной военной силы у рады в самой Украине не было.
Это положение не могло измениться и в настоящий момент. Рада, ведя переговоры с центральными державами, мечтала опереться на тот знаменитый корпус, который был сформирован в Германии из пленных украинцев союзом освобождения Украины, но и здесь ее расчеты не оправдались. Здесь украинский корпус должен был, по мысли рады, быть той реальной силой, при помощи которой она могла бы самостоятельно искоренить большевизм и упрочить свое положение. Солдаты этого корпуса были распропагандированы в том духе, что большевики с одной стороны—это великороссы, пьющие кровь с родной Украины, а с другой—разбойники, грабящие и убивающие мирных жителей.
Корпус был двинут на Украину, но скоро солдаты увидели, что их обманули, что рада ведет политику, не отвечающую интересам крестьян и рабочих, что она позволяет безнаказанно своим союзникам германцам и австрийцам реквизовать продовольствие у сельского населения и отправлять его в Германию, обрекая этим жителей на голодовку, что ею закрыты все рабочие союзы и совершенно убито рабочее движение.
И вот под влиянием всего этого в корпусе началось брожение настолько сильное, что его пришлось отвести в Ковель и поставить к нему надежную военную охрану. Лишь только пять тысяч человек этого корпуса согласились нести службу, да и то только караульную. Таким образом в распоряжении рады верных штыков не оказалось, и благодаря этому совершенно изменились взаимоотношения между нею и ее недавними друзьями и союзниками, которые убедились в полном бессилии рады и принуждены были ввести в Украину гораздо больше войск, чем предполагалось раньше. Численность оккупационной армии исчисляется приблизительно в 300—400 тысяч человек.
На основании расположения войск центральных держав можно предположить, что у союзников состоялось тайное соглашение, и Украина ими поделена уже на сферы влияния. Так военные силы расположены следующим образом: от старой русской границы до Проскурова стоят венгерские части, от Проскурова на восток и северо-восток германские, а на юго-восток австрийские. Войска расположены сильными отрядами, поддерживающими постоянную связь между собою. Начальники отрядов издают свои постановления, не считаясь совершенно с местными украинскими властями, они их игнорируют и третируют свысока.
Массы чувствуют, что приближаются времена царского произвола, и из деревни в деревню передаются слухи о том, что немцы требуют от рады уничтожения универсала о земле и о возвращении ее помещикам. Эти слухи растут и множатся, вокруг них создаются легенды вплоть до того, что немцы хотят ввести крепостное право. Среди рабочих растет с каждым днем все большее и большее озлобление и к пришельцам и к раде, опирающейся на них. Рабочие недовольны понижением платы и повышением цен на предметы первой необходимости—особенно хлеба.
Озлобление готово прорваться каждую минуту, и массы инертные и бездеятельные массы, не шедшие ни за большевиками, ни за радой, сейчас готовы идти против немцев, так как нынешняя германская политика при участии рады давит железной рукой городское и сельское население.
Для современного политического положения Украины очень показательным является тот факт, что рада, учитывая эти настроения, не предпринимает никаких мер к созыву украинского учредительного собрания. Выборы в него были произведены еще в январе и феврале, но не оправдали надежд украинских самостийников: так в городах абсолютным большинством прошли не украинские списки, а Киев украинцам дал всего 33% голосов.
Если мы примем во внимание итоги выборов в городах и усиление руссофильства в деревне, то, понятно, почему Грушевский и Голубович не спешат собрать учредительное собрание. Они боятся, что оно не одобрит их действий и им придется расстаться с властью. На учредительном собрании ясно обнаружится, что самостийное движение на Украине создано искусственно при благосклонном участии нынешних друзей и союзников рады.
А. ВОЛКОВСКИЙ.
Немцы не считаются с Радой
В Москву прибыл 14-й великорусский эшелон в 1500 чел., выехавший недавно из Киева. Прибывшие сообщают, что Украинской Радой переживается острый кризис.
Идет постоянная смена министров.
Немцы совершенно не считаются с Радой и намерены поставить своего генерал-губернатора.
Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот 1918, №63 (108) (17 апр.)
Русско-Украинская мирная конференция
«Новости Дня» сообщают, что мирные переговоры с Украиной начнутся не ранее субботы. Русская делегация предполагает выехать в четверг. Делегация окончательно не сконструировалась. Комиссариат по ин. делам ожидает ответа от Петроградской Коммуны, которой послано предложение принять участие в мирных переговорах в Смоленске.
Представительница левых с.-р. в Бресте Биценко, отказалась от предложенной ей поездки в Смоленск. Всего вероятнее, что левые с.-р. не примут участия в мирных переговорах с Украиной.
Ответ Рады
Как сообщает «Ран. Утро», из Киева получен ответ на радиотелеграфный протест совета народных комиссаров по поводу развития австро-германскими войсками военных действий в Курской губернии, не входящей в пределы Украины. В ответе говорится, что, считая себя связанной договором с Германией, Рада, к великому ее сожалению, не может приостановить движение украинско-германских войск в курском районе.
Мотив отделения Украины
«Дагенс Нитэтер» сообщает следующие интересные выдержки из 4-го Универсала Центральной Украинской Рады, в котором полное отделение Украины от России мотивируется следующим образом:
«Идея всероссийской федерации поддерживалась украинцами лишь до тех пор, пока они считали образование самостоятельного государства преждевременным. Но идея эта имела лишь тактическое значение и отнюдь не выражала внутреннего убеждения народа. Теперь она сыграла свою роль и может быть сдана в архив вместе с своей предшественницей — идеей украинской автономии».
«Пока Россия находится во власти большевистской диктатуры и анархии,— говорится далее в Универсале, — союз Украины с Великороссией носил бы характер, при котором все выгоды были бы на стороне России, все невыгоды — на стороне Украины. Хотя Украина составляет всего 1/30 русской территории, она производит: более 1/3 всего зерна, 5/6 всего сахара, 1/3 воска и меда и более 2/3 всего угля и железа, добываемых в России. Кроме того, ей принадлежит треть рогатого скота и более половины домашних птиц, имеющихся в России.
Поэтому нет никаких оснований, чтобы Украина, одна из самых плодородных и богатых областей Европы, с 40-миллионным населением, с непосредственным доступом к морю и самыми широкими перспективами на будущее, — должна была бы вступить в тесный государственный союз с Россией, которая в течение веков ее систематически эксплуатировала и сейчас не может предложить для вывоза никакого другого предмета, кроме идей крайнего централизма и великорусской гегемонии, глубоко укоренившихся в душе каждого русского, безразлично—будь он большевиком, меньшевиком, кадетом или монархистом».
После мира
Наступление украино-германцев
Австро-германцы наступают по направлению Купянска— Валуйки. Возможно занятие ими станции Лиски — весьма важного ж.-д, узла. Заняв Лиски, неприятель отрежет путь на Дон и Кавказ.
Дело народа 1918, № 021 (17 (4) апр.). - 1918.
Еще по теме
|