„В общем спокойно“
Орган киевских меньшевиков, "Рабочая жизнь", замечает о положении дел на Украине.
"Чрезвычайно любопытны стали последнее время официальные сводки о положении дел в деревнях. В Радомысльском уезде,— сказано во вчерашнем сообщении,— уездный комендант и его помощник арестованы за вредную деятельность. В общем спокойно".
В целом ряде других сообщений говорится о волнениях, о крестьянском движении, арестах, и кончаются эти сообщения стереотипными заявлениями:
"В общем, в уезде спокойно".
Еще несколько месяцев такого спокойствия,—и что останется от власти Скоропадского?
Зловещие призраки
(От нашего специального корреспондента)
I.
Сегодня в «Киевской Мысли» в графе "Внутренние известия" напечатана сенсационная телеграмма:
«Австрийское командование официально известило, что административным приказом австрийского главнокомандования генерал Бельц назначается одесским губернатором».
Насколько это вяжется с тем принципом «невмешательства во внутренние дела Украины», которым так любят хвастаться в официальных случаях германцы, судить не трудно.
Но так же не трудно и догадаться, что подобный шаг австрийского правительства не мог быть сделан без одобрения правительства германского.
Одессу, очевидно, решено прибрать к рукам, может быть, в связи с новыми событиями, когда этому городу предстоит стать базой для военных операций.
Кроме того и последние события в Одессе могли заставить спасителей Украины показать свою крепкую руку.
В Киеве это известие встречено было молча, и украинские деятели, к которым и обратился с просьбой осветить этот факт с их точки зрения, ответили только... загадочными улыбками.
Несомненно одно: в Одессе неспокойно, как об этом можно судить по кратким телеграммам, появляющимся в печати, и украинское правительство одно еще не в состоянии водворить порядка.
Вопросам о взаимоотношениях австрийского и украинского правительств были посвящены несколько последних заседаний совета министров, которые разрешились, наконец, тем, что помощником генерала фон Бельца был назначен член государственного совета Гербель.
Вчера оба они уехали в Одессу.
О неспокойном настроении в округе Одессы свидетельствует и телеграмма о вызове некоторыми помещиками на помощь вооруженных отрядов, конечно, немецких.
Крестьянство на Украине, вообще, нельзя еще считать успокоившимся, тем более, что земельные реформы еще на очереди, и только на днях совет министров, по желанию гетмана, приступил к началу работ в этой области.
Но многие пессимисты, - особенно из прежних деятелей, считают, что земельная реформа не пройдет в атмосфере полного порядка, как об этом объявлено было в манифесте гетмана после переворота.
Есть зловещие призраки...
А если вспыхнут волнения, ликвидировать их могут только немцы, как и показал опыт Одессы.
Кроме того, классовая борьба, поднятая большевизмом, свелась теперь к слишком поспешному сведению счетов...
Так, по крайней мере, объяснил мне все продолжающиеся аресты земских деятелей С. В. Петлюра.
Отношение к мирной конференции, которая сегодня опять заседала, становится пессимистичнее и пессимистичнее.
Отношение украинских кругов, особенно отгораживающихся от России, к этой конференции определяется вполне фразой С. П. Шелухина, брошенной Раковскому во время вчерашнего заседания:
— Мы в вашем признании не нуждаемся!
Всякая другая конференция была бы немедленно сорвана после такой фразы, но...
Это не в состоянии сделать пока ни та, ни другая сторона.
Сегодня, когда я проходил по Владимирской, дорогу мне зогородил тянувшийся откуда-то немецкий батальон с винтовками и пулеметами.
Был ли этот батальон из гарнизона Киева, или же пришел откуда-нибудь, узнать было нельзя. В стройном порядке, все как один, шли солдаты, блестели повозки, блестели пулеметы, оружие, вычищенные кони...
Толпа прохожих, среди которых попадались и бывшие русские офицеры, молча смотрела на эту железную массу.
Только кто-то из толпы бросил:
— Идут делегаты мирной конференции.
Сарказм толпы просыпается, и уже ходит по рукам песенка:
— Ще не вмерла Украина,
От Киева—до Берлина:
Гайдамаки славно дрались,
Дейчланд, дейчланд юбер аллес!
Однако, вопрос о России, в связи с мирной конференцией сильно озабочивает здешние промышленные и финансовые круги.
Сегодня мне пришлось беседовать с одним из управляющих отделением крупного московского банка, превратившегося теперь здесь как бы в самостоятельную банкирскую контору.
— Перед нами,—сказал он,—стоит страшный вопрос: возродится ли, может ли возродиться промышленность России?
Мы убеждены, что после заключения «мира» Украины с Великороссией последует выбор всех денег из русских банков украинскими держателями, и кроме того, ураинское правительство потребует выдачи всех украинских ценностей, может быть, в обмен на великорусские ценности.
Это еще более усугубит печальное финансовое и промышленное положение Великороссии, наводненной миллиардами бумажных денег, тем более, что Великороссия больше пострадала, чем Украина.
Кроме того: чем Великороссия покроет те убытки Украины, которые причинила ей война с большевиками. Это очень острый вопрос о мирных переговорах. Керенками?
И вот вырисовываются печальные перспективы: полная экономическая кабала, ибо без иностранного капитала промышленность Великороссии не воскреснет, и связанное с промышленностью банковое дело замрет.
Чьи будут эти капиталы—ясно.
Никакой связи с не существующими теперь нашими банками в Москве мы не имеем, вообще, мы отрезаны от всего мира, а наши операции свелись до минимума.
Интересный способ, как этими конторами совершаются денежные переводы.
Я, например, желаю перевести деньги в Москву: контора находит лицо, которое должно получить в Москве от фирмы известную сумму. Уплачивая эту сумму в Киеве, я получаю, в свою очередь, письмо к фирме в Москве, где уже частным порядком я получаю свои деньги.
Но существует и целая организация комиссионеров, которые оперируют своими деньгами, разъезжая из Одессы и Киева в Москву и Петроград.
Это, так сказать, «живые банковские переводы».
Обходятся они, конечно, на 100% дороже банковских, влияя на всеобщее безумное вздорожание. Зато—безопасно.
Б. МАРКОВ.
1 июня. Киев.
"Заря России", №37, 8 июня (26 мая) 1918 г.
Отношение Д. И. Дерошенко (социалиста-федералиста) к политике кабинета
Д. И. Дорошенко не доволен своим положением в нынешнем составе кабинета. На почве внешней политики недоразумений не было, но Д. И. Дорошенко волнует позиция министров в вопросе о массовых и отдельных арестах украинских деятелей и крестьян.
„Киевская Мысль", 1 июня (19 мая) 1918 г. № 91.
Еще по теме
|