Оперативная сводка за 8 августа
МОСКВА, 9 августа (АПС).
Восточный чехословацкий фронт. Сведений не поступало.
Западный чехословацкий фронт. В районе Казани и Свияжска идут ожесточенные бои; положение здешних городов еще не определилось. Нами занята станция Охотничья, на Инзе, Сибирской жел. дор. На остальных участках фронта без перемен.
Северо-кавказский участок. В районе Темир-Хан-Шуры развиваются бои с успехом для наших войск, причем нами захвачено 80 пленных, 5 обозов и 1 пулемет.
Мурманский участок без перемен.
Северный участок без перемен.
Западный участок. Рота противника на нашей территории заняла деревню Кремяны близ железнодорожной линии Курск-Конотоп: активных действий противник не предпринимал.
Воронежский участок. На Поворино-Царицынском направлении противник силой 60 конных с повозками пытался подойти к станции Поляно с целью увоза 1 орудия и патронов, но встреченный шрапнельным огнем— бежал, оставив в наших руках пленных. В районе Трощанка-Мачиха столкновение передовых конных частей, подходящих к станции Мачиха с противником. На остальных направлениях без перемен.
Штаб контрреволюции в монастыре у митрополита Макария
МОСКВА, 8 августа (АПС). Представители люберецкого районного совдепа явились в Никола-Угрицкий монастырь и потребовали представления, в порядке конской мобилизации, имеющихся в монастыре лошадей для нужд военного Комиссариата. Принявший представителей Советской власти настоятель монастыря вызывающе заявил, что он Советской власти не признает, а потому предоставляет им делать что угодно без его согласия. При этом игумен заявил, что он даже не желает входить в обсуждение вопроса.
Представители Советской власти отправились к митрополиту Макарию, проживающему в этом же монастыре. Митрополит, выслушав требование о подчинении декрету, попросил подождать ответа полчаса. А в это время, как пишет в докладе представитель совета, монахи послали гонцов к окрестным крестьянам, чтобы натравить их на представителей Советской власти.
Эти гонцы уверили крестьян, что большевики грабят монастырь и убивают духовенство. Собралась толпа крестьян, преимущественно кулаков-пригородных огородников и возбуждаемая подозрительными личностями, проживавшими в монастырской гостинице избили представителей Совета. Убийство их было предупреждено самоотверженным выступлением крестьянина Гусева, разъяснившего толпе, что сначала необходимо подробно рассмотреть все дело. Представитель Советской власти был заключен в пожарный сарай, где и просидел несколько часов, пока не пришла окрестная деревенская беднота и не освободила заключенного.
Тем временем монахи, как будто ничего не случилось, явились в люберецкий совдеп и возбудили ходатайство об оставлении всех лошадей при монастыре, уверяя, что лошади никуда не годятся. Когда им в этом было отказано, они вызывающе заявили, что будут жаловаться.
Уездная чрезвычайная комиссия получила донесение о всем происшедшем в монастыре и обратила на это дело особое внимание. Она установила, что в монастырской гостинице приютилось много белогвардейских элементов из города Москвы, которые развивают, прикрываясь религией, энергичную противосоветскую пропаганду среди местных крестьян.
Кроме того, установлено, что в покоях митрополита Макария скрыт штаб черносотенцев, откуда исходят черносотенные листовки, проекты воззваний и проч. Уездная чрезвычайная комиссия постановила произвести в монастыре обыск. Обыск начался с покоя самого митрополита Макария, причем было обнаружено много документов, свидетельствующих о его контрреволюционной деятельности.
Северная коммуна 1918 № 075, 9 августа
Извещение от комиссара печати, агитации и пропаганды
Вздорные слухи
Врагами Советской власти в последние дни распускаются вздорные слухи о том, что будто бы чехословацкими бандами взяты Вологда, Казань, Нижний-Новгород и другие города.
В виду этого комиссар печати доводит до всеобщего сведения, что слухи эти совершенно вздорны и что истинное положение дел на фронтах ежедневно публикуется в газетах в виде „оперативной сводки" от бюро печати при Совете Народных Комиссаров.
Комиссар печати предупреждает всех распространителей вздорных слухов, имеющих цель сеять панику среди населения, что виновные в таком распространении лжи и клеветы, особенно в публичных местах, будут немедленно арестовываться и передаваться в распоряжение комиссии по борьбе с контрреволюцией для самого тягчайшего наказания по законам военного времени.
Комиссар печати, агитации и пропаганды М. Лисовский
Оренбург в наших руках
Из Оренбурга передают, что 6.000 казаков, убедившись в том, в какую пропасть их пытались столкнуть белогвардейцы и офицеры контрреволюционеры, пытаясь склонить на восстание против Советской власти, целиком перешли с оружием в руках на сторону советских войск.
Во всех городах и местечках, занятых чехословаками, растет и ширится сейчас революционное движение, и не далек тот час, когда революционная волна сметет с лица земли всех чехословаков и белогвардейцев. („Беднота").
Сербы на Мурмане
Находящееся на Мурмане сербское войско в количестве 2.000 человек, под командованием обер-лейтенанта Марниковича получило, незадолго до намеченного отъезда из России, приказ остаться в России и принять участия в действиях против большевистской власти.
Ложные слухи
Казанские газеты сообщают, что все сведения о взятии чехословаками г. Татюш сплошной вымысел и провокация.
Советския войска оттеснили противника к самому гор. Симбирску.
Северная коммуна 1918 № 074, 8 августа
Приказ народного комиссара по военным делам
ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ!
Борьба с чехо-белогвардейцами тянется слишком долго.
Неряшливость и небрежность и малодушие в наших собственных рядах являются лучшими союзниками наших врагов. Англо-французские агенты рыщут всюду, рассыпая золото направо и налево. Они подкупают всех тех офицеров, которые продаются. Они подбивают железнодорожников и почтово-телеграфных чиновников на саботаж. Их наемные агитаторы проникают нередко в красноармейские части, вносят туда замешательство и смуту.
Этому должен быть положен конец! Страна нуждается в спокойствии и в хлебе. Чехо-белогвардейцы лишают ее того и другого.
Они должны быть уничтожены!
Прямые и косвенные виновники чехословаков, контрреволюционеры, агитаторы и саботажники должны быть стерты в порошок. Выезжая на чехословацкий фронт, приветствую всех тех, кто в армии, на железных дорогах, в продовольственном или почтово-телеграфном деле честно и доблестно отстаивать свободу и независимость рабочего класса и трудового крестьянства.
Честь и слава доблестным борцам!
Вместе с тем предупреждаю, что врагам народа, агентам иностранного империализма и наемникам буржуазии пощады не будет.
В поезде народного Комиссара по военным делам, где пишется этот приказ, заседает военно-революционный трибунал в составе тов. Смидовича, председателя Московского Совета Раб. и Крестьянских Депутатов, тов. Гусева, представителя народного Комиссариата военных дел и тов. Жизмунда, представителя народного Комиссариата путей сообщения.
Военно-революционный трибунал снабжен неограниченными полномочиями по отношению к полосе железной дороги, объявленной на военном положении.
Назначенный мною начальник обороны железнодорожного пути Москва— Казань, тов. Каменьщиков, распорядился о создании в Муроме, Арзамасе и Свияжске концентрационных лагерей, куда будут заключаться темные агитаторы, контрреволюционеры, офицеры, саботажники, паразиты, спекулянты, кроме тех, которые будут расстреливаться на месте преступления или приговариваться военно-революционным трибуналом другим карам.
Предупреждаю ответственных Советских работников во всех областях военных действий и в полосе военных передвижений, что с них будет спрашиваться вдвойне. Со своими нерадивыми и преступными слугами Советская Республика будет расправляться не менее сурово, чем со своими врагами. Грозное положение страны обязывает к применению грозных мер.
Советская Республика в опасности!
Горе тем, которые прямо или косвенно увеличивают эту опасность!
Подлинный подписал Народный Комиссар по военным и морским делам, Председатель Высшего Военного Совета Троцкий.
8-го августа 1918 г.
Северная коммуна 1918 № 078, 13 августа
На Дону
Война Кубанских казаков с немцами
ВОРОНЕЖ, 8 авг. (ПТА). Ожидается война добровольческой армии Кубани с немцами. Добровольцы заявили немецкому командованию, что мира они не заключали и считают себя на положении войны с ними.
Разгон немцев на Дону и Кубани ожидается в скором времени. Казаки недовольны украинцами за их приглашение немцев в "гости", они называют украинцев соглашателями и продажными. Выехать из Ростова на Кавказ невозможно, т. к. добровольческая армия ведет наступление.
Волнение крестьян в Белоруссии
В связи с реакционной политикой германских властей в оккупированных частях Белорусского края среди крестьян начались волнения. Восстановление барщины вызывает общее раздражение, на почве которого происходят эксцессы. Во многих имениях помещики растерзаны толпой. Германские войска применяют к белорусским крестьянам строгие репрессии.
Еще по теме
|