Григорий Михайлович Семенов
На Дальнем Востоке
Жизнь в крае становится все более и более невыносимой. Войска, расположенные в городах, очень недовольны своим положением. Недовольство вызвано, главным образом, недостатком питания. Настроение войск передается населению, и в настоящее время в городах создалась напряженная выжидательная атмосфера. Население все время чего-то ждет. Власти заметно волнуются и боятся долгого пребывания воинских частей на одном месте, вследствие чего время от времени производится обмен частей между Читой, Благовещенском и Хабаровском.
Коммунистическая агитация идет полным ходом. Особенное внимание обращено на деревню, которая забрасывается советской литературой.
Положение духовенства и учителей очень тяжелое, однако насилий над священниками нет, так как власти боятся казаков, крестьян и солдат, которые не позволяют трогать духовных лиц. Громадное большинство рабочих настроено враждебно к коммунистам. Первым шагом советской власти в крае было установление твердого тарифа, твердых цен на все виды труда.
Ставки были ничтожны, производительность труда рабочих начала быстро падать и возрастало недовольство. Запрещение свободной торговли окончательно подорвало экономическое благосостояние рабочего класса и через три-четыре месяца рабочий уже голодал. Одновременно железными путами сковывались все стороны духовной и правовой жизни рабочего. Он был мобилизован и прикреплен к своей фабрике или мастерской. Остановка в последнее время большинства промышленных предприятий выбросила рабочих на улицу. Большая часть их ушла в повстанческие отряды и просто разбойничьи шайки.
Торговли почти нет, так как читинские деньги никем не принимаются. Практикуется меновая торговля. В ходу валюта и серебро.
Настроение населения и армии наряду с финансовым крахом и полным расстройством экономической жизни заставляет власть быть все время начеку. Этим объясняется, что хабаровские и амурские заправилы за последнее время боятся прибегать к реквизициям у крестьян. Однако голод в армии заставит их скоро прибегнуть к продовольственным экскурсиям в деревню. Крестьяне и казаки ждут этого и готовят соответствующий отпор.
Владивосток, как порт — разрушенная храмина. Когда-то один из оживленнейших торговых пунктов, через который шло беспрерывное движение товаров, ныне он мертвый угол, из которого нет выхода даже товарам, давно прибывшим туда.
Владивостокское правительство до самого последнего времени занималось только ликвидацией накопленного прежде русского национального добра.
Приморский край — обреченный. Его стремление существовать и жить душилось, его самоуправление урезывалось, последние ресурсы выкачивались. Многие деятели нажились на политической спекуляции и уехали за границу. Безумно наживаются иностранцы. Вакханалия разложения края совершалась под прикрытием ложно-демократического буфера (так назыв. Дальневосточная Республика). Спешно и дешево, почти за бесценок, правительство стремилось продать остатки казенных грузов, на чрезвычайно льготных условиях готовились к сдаче лесных концессий и концессий для занятия горным промыслом.
Везде и всюду в Приморье иностранное засилье, а русское дело, русские промысла, русская торговля, русские капиталы, русские люди сходят со сцены, вымирают.
Такое положение в Приморской области говорит за то, что атаман Семенов, совершивший переворот во Владивостоке, при своем продвижении на Запад встретит несомненную поддержку большинства населения.
Развитие операций атамана Семенова пока для нас неизвестно, но некоторые заметки в газетах бросают свет на подготовительные шаги:
— Помощником нач. глав. штаба воен. министерства в Японии назначен ген. Сузуки, большой друг атам. Семенова и сторонник активной борьбы с большевизмом.
— На ст. Маньчжурия при содействии японцев с 1 мая начинается отправка семеновцев и каппелевцев в Приморье. На продвижение войск получено согласие китайских властей и китайской ж. д.
— В начале мая в Японии ожидается приезд атам. Семенова, который намерен запросить японское правительство о его мнении относительно выступления. Между атам. Семеновым и ген. Чжан-Цзо-Лином (самый популярный генерал в Китае и кандидат на китайский престол) состоялось соглашение в связи с формированием антибольшевистской армии.
Все это заставляет думать, что в развертывающихся событиях на Дальнем Востоке, Япония и Китай не остаются в стороне.
М. Рудин
Руль, № 192, 7 июля (24 июня)
|