nik191 Понедельник, 25.11.2024, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Октябрь » 25 » Мы должны усиленно готовиться к демобилизации (октябрь 1917 г.)
06:00
Мы должны усиленно готовиться к демобилизации (октябрь 1917 г.)

По материалам журнала "Разведчик" за октябрь 1917 г.

 


К чему мы должны готовиться

 

Петроград, 7-го октября 1917 г.

Сороковой месяц кровавый  кошмар мировой войны угнетает народы. Миллионы здоровых, сильных, в цвете лет молодых людей оторваны от своих обычных занятий и стоят под знаменами. Громадные области Старого Света охвачены мировым пожаром. Государства переживают острый экономический кризис. Многие производства прекратились совершенно. Другие не сегодня, завтра, должны прекратиться. Жизнь воюющих народов вылилась в совершенно особую своеобразную форму. Но с того момента, как окончится эта небывалая война народов, эта исключительная форма жизни, всецело направленной к одной идее—уничтожение рода человеческого и всех благ культуры, должна будет превратиться в иную жизнь-жизнь нормальную. Переход к обычной мирной, трудовой, творческой деятельности и будет тем явлением, которое принято называть демобилизацией.

Если бы мы захотели всесторонне исследовать вопросы, связанные с демобилизацией, коснуться всех форм ее проявления в многоразличных областях жизни, то потребовалось бы исписать целые томы. Поэтому мы ограничимся лишь исследованием демобилизации в той области, которая ближе всего нас касается—это демобилизация армии, и притом только русской.

К демобилизации мы должны теперь усиленно готовиться, работая, не покладая рук. Нам могут возразить, что война еще не кончилась, да и неизвестно, когда она кончится, а потому-де преждевременно говорить о демобилизации. Но такое возражение нужно признать слишком близоруким и пагубным для страны. Война затронула слишком глубоко все жизненные интересы России, а потому нужно думать о переходе с военного положения на мирное и работать в этом направлении заблаговременно.

К демобилизации нужно готовиться исподволь, планомерно, помня, что мобилизация подготовлялась десятки лет и потому только и могла быть осуществлена более или менее удачно. Только заранее подготовленная демобилизация может пройти безболезненно, без крупных эксцессов. Демобилизация же, всесторонне не разработанная заблаговременно, внесет в страну и в ее жизнь страшную стихийную анархию.

Во Франции, Германии, Австрии, Англии и даже в Италии уже давно разработаны планы демобилизации и только у нас почему-то этот вопрос до сих пор отодвигается на задний план. Правда, существует междуведомственная комиссия под председательством ген. Маркова, но пока она только занимается обменом мнений и к реальной работе составления плана не приступала. А между тем с этим нужно спешить, ибо от правильного разрешения и осуществления вопросов, тесно связанных с демобилизацией, зависит очень многое.

В настоящее время наша армия со всеми вспомогательными учреждениями и заведениями, состоящими при ней и обслуживающими ее, насчитывает почти 20 миллионов человек, Оторванных от своей обычной работы и находящихся, если и не на фронте, то во всяком случае тесно связанных с армией и ее учреждениями. Приведение всей этой многомиллионной массы работников войны в мирное положение, обращение их к мирной работе, от которой многие уже успели отвыкнуть, и будет демобилизацией армии.

Посмотрим, в чем же должна состоять демобилизация. Прежде всего необходимо будет уволить из рядов войск многочисленные кадры офицеров, чиновников и солдат, призванных под знамена из запаса и ополчения. Затем нужно сократить конский состав армии, доведя его до штатов мирного времени путем продажи, расформировать многие войсковые части, крупные войсковые соединения, штабы и управления, передать излишние запасы в склады и продать все то имущество, которое для военного ведомства излишне. И вот эту-то колоссальную работу нужно исполнить в возможно кратчайший срок, чтобы напрасно не держать людей, чтобы не расходовать народных денег.

Как же должна производиться демобилизация чтобы она наименее неблагоприятно отразилась на жизни страны. Ведь нельзя же всю эту многомиллионную армию в один день распустить по домам, одним росчерком пера. Если бы мы это сделали, то весь фронт, растянувшийся от Ледовитого океана до Месопотамии, устремился бы по домам, разрушая на своем пути все, нарушая везде нормальное течение жизни.

Наши железные дороги не в состоянии перевезти такую армию в короткий срок на родину или туда, где есть спрос на рабочие руки. Поэтому многие пошли бы пешком. Что же из этого вышло бы.
Продовольствие не было бы организовано, санитарная часть не была бы в состоянии справиться с распространением заразы, не было бы возможности всю эту массу одеть и обуть в пути. Вот по этим-то соображениям демобилизация должна быть произведена с чрезвычайной осмотрительностью. Увольнение всех людей должно производиться планомерно в большом порядке, а для этого, в такой же мере, как и для войны, нужна дисциплина и дисциплина.

Мы знаем, что число призванных из запаса и ополчения колоссально. Военное ведомство обязано их не только отпустить, но и доставить на родину или в те пункты, куда отпускаемые пожелают. А для этого заранее нужно подготовить тот аппарат, который будет в состоянии планомерно произвести эту перевозку во все концы государства.

Но мало того, что отпущенных солдат нужно доставить в известные пункты, нужно, чтобы они не остались безработными, нужно позаботиться создать им хотя бы сносное существование, чтобы они, измученные войной, не умирали голодной смертью на родине. То же самое следует сказать и об увольняемых офицерах и чиновниках, особенно ускоренной подготовки. Ведь они войной были вырваны из народной массы, они лишились своего обычного заработка, они оторваны от своей работы, их нужно точно также обеспечить трудом.

Все это должно быть заранее продумано и подготовлено. Нужно, чтобы на местах об этом думали общественные организации. Нельзя, конечно, эти заботы возложить на органы местного самоуправления, и без того переобремененные всякой работой. Этим должны заняться специальные органы, органы вполне работоспособные, испытанные, пользующиеся известным доверием на местах, и в то же самое время находящиеся в связи с центральными государственными учреждениями.

В отношении сокращения личного состава армия за последнее время кое что сделано. Уволены старшие возрасты, включая призыв 1898 г., прекращен прием в школы прапорщиков, расформировываются некоторые части и т. д. Но все это лишь первые робкие шаги.

Так же весьма сложен вопрос сокращения конского состава. В начале войны в первые же дни мобилизации у населения было взято громадное количество лошадей, а в следующую мобилизацию еще больше обезлошадили трудовое крестьянство. При демобилизации необходимо будет принять меры, чтобы лошади из армии равномерно распределялись между населением, чтобы население получило для сельского хозяйства возможно большее количество лошадей годных для работы, по возможности безвозмездно и только в исключительных случаях по минимальным ценам, и притом не только население прифронтовых районов, но население всей страны.

Для более правильного хода людской и конской демобилизации самое лучшее производить их не на фронте, а лишь по возвращении войсковых частей на места постоянного их квартирования или в пункты их сформирования. Всемерно нужно избегать той ошибки, которая была допущена нашим военным ведомством в 1905 г., когда по окончании русско-японской войны была произведена частичная демобилизация. Всем памятно, сколько пришлось переиспытать нашим солдатам, отпущенным из своих частей в далекой Манчжурии и вынужденным собственными силами и средствами, голодая, пробираться домой. Опыт 1905 г. показал, насколько такая демобилизация сложна и трудна, а ведь тогда наша армия была неимоверно меньше, чем теперь.

Вопрос о демобилизации, о возвращении войск в места постоянного расквартирования частей ныне осложнится тем, что многие такие пункты находились в Царстве Польском, куда нашим войскам возвращаться не придется. Для таких частей необходимо будет заблаговременно наметить пункты демобилизации, близкие к тем районам, из которых комплектовались эти части.

Во Франции и Германии демобилизация значительно облегчается территориальной системой комплектования частей, т. е. пополнением полков жителями данного района. У нас же при старом режиме боялись такого комплектования и производило смешанное пополнение частей из разных районов. Так, в одном и том же полку мы сплошь и рядом встречали и уроженца Архангельской губернии, и кавказца, и поляка, и сибиряка.

Вследствие этого, демобилизации еще более осложняется. Придется не только эвакуировать армию с театра военных действий в известные районы и там ее без труда распустить, как это будет сделано во Франции и Германии, но придется после эвакуации армии на местах еще произвести сложную подготовительную работу прежде, чем расформировать окончательно части. Тут усиленно должны работать железные дороги, общественные организации должны будут придти на помощь организацией питания демобилизуемых солдат и оказанием им медицинской помощи. Только при таких условиях демобилизация пройдет безболезненно для страны.

Возникает вопрос, когда же можно начать демобилизацию, когда можно будет уводить войска с фронта в пункты демобилизации. Военная история учит нас, что демобилизацию можно начинать лишь по заключении мирного договора, или в срок, установленный соглашением между воюющими сторонами. В противном случае может произойти опасное ослабление фронта, вследствие чего течение мирных переговоров может принять весьма нежелательный оборот для той страны, которая раньше уведет свою армию.

Расформирование новых частей должно производиться также не на фронте, и лишь только штабы и управления в крупных соединениях могут быть распущены, к виду сравнительной малочисленности, с фронта. Но это не значит, что люди из них уйдут домой раньше, чем строевые части. Наоборот, на штабах будет лежать более трудная работа по демобилизации, и только по окончании демобилизации можно будет приступить к демобилизации штабов.

Не малую трудность представит демобилизация лазаретов и госпиталей. Нужно будет позаботиться, чтобы больные не разнесли заразы по всей стране.

Вот к этой-то работе мы и должны теперь готовиться. Нужно теперь уже путем просвещения солдат, путем бесед с ними, путем устройства различных просветительных учреждении в войсковых частях стремиться к тому, чтобы они сознательно отнеслись к важности грядущих событий, чтобы они поняли, какой ужас может представить из себя хаотическая демобилизация. В этом деле должны оказать большую услугу войсковые организации. Они должны, как состоящие из наиболее сознательных и организованных солдат, задуматься над поставленным вопросом и проявить всю свою силу воли, весь свой авторитет, чтобы удержать при демобилизации солдатские массы от опрометчивых шагов.

Если нужна дисциплина во время войны, то еще в большей степени она нужна при демобилизации. При отсутствии ее демобилизация многомиллионной армии может обратиться в бурное стихийное движение дезорганизованной, голодной, вооруженной массы людей, стремящихся возможно скорее попасть с фронта, где они исстрадались, истомились, за долгие месяцы войны, к себе домой, где им рисуется тихий уют домашней жизни.

Такое стихийное движение с фронта вглубь страны может бесследно смести на своем пути с лица земли все живое. Оно может быть ужаснее нашествия Тамерлана или Батыя. Один призрак такого стихийного всесокрушающего движения леденит кровь. Мы должны всеми средствами, всеми способами стремиться к тому, чтобы этого несчастья не случилось, чтобы эту лавину людей, устремившихся к своему домашнему очагу, направить в русло.

Какие же способы существуют для предотвращения всех ужасов этого нашествия дезорганизованной, вооруженной, голодной и озлобленной массы.

Во-первых, заблаговременная детальная разработка полного плана эвакуации армии с театра военных действий и ея демобилизации.

Во-вторых, углубление в сознании всех чинов армии необходимости к поддержанию дисциплины во время демобилизации, для чего необходимо постоянно выяснять солдатам всю сложность и важность правильной и спокойной демобилизации, стараться путем организации различных просветительных учреждении поднять культурный уровень солдатских масс, заставить каждого солдата проникнуться сознанием, что от спокойно проведенной демобилизации зависит благосостояние не только их самих, но и всего населения всей страны, что нужно ради общего блага в этом случае поступиться своими личными интересами.

В-третьих, возможно скорее распустить по домам старшие возрасты.

В-четвертых, что самое главное, озаботиться усилением провозоспособности как прифронтовых, так и тыловых железных дорог, проложить новые линии, усилить существующие добавочной колеей и новыми разъездами.

В-пятых, заблаговременно озаботиться устройством питательных пунктов на важнейших железнодорожных станциях, приготовив там достаточное количество провианта и мобилизовать штат обслуживающих эти пункты.

В-шестых, устроить густую сеть врачебных пунктов. В-седьмых, озаботиться, чтобы вся демобилизованная армия нашла себе заработок и не явилась бы громадной армией безработных, могущей внести дезорганизацию в строительство новой жизни России, и,

наконец, нужно теперь же озаботиться учреждением на местах тех общественно-административных органов, которые должны будут вынести на своих плечах большую часть работы по демобилизации.

Офицерство, представляющее из себя интеллигенцию армии, ее культурные силы, должно теперь же посвятить себя работе для подготовки демобилизации. Оно должно приложить все усилия к просвещению солдат, к углублению в них сознания важности для новой жизни наступающего момента демобилизации. Громадную услугу в этом деле могут оказать нарождающиеся за последнее время на фронте просветительно-культурные общества. Они должны будут сыграть колоссальную роль в деле подготовки демобилизации.

 

 

Еще по теме

 

 

Категория: Революция. 1917 год | Просмотров: 588 | Добавил: nik191 | Теги: 1917 г., Демобилизация, война, октябрь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz