nik191 Среда, 27.10.2021, 13:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Февраль » 14 » Москва в XIX веке (Исторический очерк). Проект храма Христа Спасителя академика Витберга
05:17
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Проект храма Христа Спасителя академика Витберга

 

 

Москва в XIX столетии

(Продолжение)

 

XI.

 

Проект храма Христа Спасителя академика Витберга

 

Из всех художников, принявшихся за выполнение проекта храма Христа Спасителя, одному только молодому, но гениальному Александру Лаврентьевичу Витбергу удалось проникнуть в душу Государя и как нельзя более понять идею, его одушевлявшую.

 

Академик А.А. Витберг, автор проекта храма Христа Спасителя

 

Вместе с тем в художнике родилось пламенное желание, чтобы храм этот, удовлетворяя требованиям Царя, был бы вполне достоин и русского народа. Он хотел, чтобы храм отличался величественностью и колоссальностью, чтобы он перевесил славу храма св. Петра в Риме.

После четырехлетнего непрерывного и неимоверного труда, Витберг закончил свой проект храма Христа Спасителя, который в числе других, принадлежавших, как русским, так и известнейшим иностранным архитекторам, представлен был на Высочайшее рассмотрение Императора Александра. Минуя все другие планы, Государь остановил свое исключительное внимание на проекте Витберга и выслушал от него объяснение идеи храма.

 

Храм Христа Спасителя по проекту академика Витберга

 

— Вы угадали мои мысли, мои желания. Я хранил их в себе, не думая, чтобы архитекторы удовлетворили меня. Вы заставили камни говорить,

—промолвил Император Александр, и царственное лицо спасителя России и Европы оросилось слезами, которые явились высшей наградой гениальному художнику.

С благословения самого Государя, Витберг осыпан был вниманием и похвалами всей царской фамилии и многих иностранных коронованных владык. Он наперерыв получал самые восторженные отзывы от полномочных представителей почти всех европейских держав, многих знаменитых соотечественников и путешественников.

Газеты и журналы громко и на разных языках пели ему хвалебные гимны, в истории архитектуры отводили его имени самые видные страницы. По смелости и колоссальности идеи храма все называли проект русского гения «архитектурной поэзией», «поэмой храма», «молитвой Богу!»

По проекту, наружный вид храма Спасителя — крестообразный, тройственный. Тройственность эта обозначает три периода жизни Иисуса Христа: воплощение, преображение и воскресение; она же соответствует и человеку, по словам Священного писания, «храму Святого Духа», состоящему из трех начал: тела, души и духа.

Первый храм — нижний, «храм телесный», тремя сторонами вдается в гору; с четвертой, восточной,- в него проникает свет. Алтарь освещают огромные стекла с изображением Рождества Христова.

Барельефы представляют историю и смерть Спасителя и апостолов. Свод образует фундамент второго храма и завершается катакомбой, в которой должны быть положены воины, павшие за отечество в 1812 году. Внутренние лестницы соединяют нижний храм со вторым.

Следующий храм, «храм душевный», начинается на поверхности горы. Форма его— «крест». Свет сообщается ему от верхнего храма из окон, размещенных невидимо. Алтарь освещен образом Преображения. Барельефы изображают жизнь и деяния Христа и апостолов. Внутренние же лестницы ведут в третий храм. Наружный обход украшают изображения пророков.

«Храм духовный» представляет собою «круг», выражающий безначальность и бесконечность духа. Плафон в куполе изображает отверстое небо, ярко освещенное искусственным светом. Алтарь озаряет воскресение Спасителя. Барельефы представляют историю Его по воскресении и вознесение. Верхнюю часть храма окружают ангелы.

Главный вход в храм ведет лестница, разделяющая террасу на две половины. Главный купол храма поддерживается сквозной чугунной колоннадой, с каждой стороны которой помещется кольцеобразно по пяти статуй главных добродетелей; с одной стороны — ветхого завета, с другой — нового, с текстами Священного писания. Стиль всего храма — греческого характера, поражает правильностью, изяществом и величественной красотой.


И вот 12 октября 1817 года, когда минуло пятилетие освобождения Москвы от врагов, на том самом месте — на Воробьевых горах, между дорогами смоленской и калужской, — где арьергард французский имел последний свой ночлег, торжественно и всенародно, в присутствии Государя, состоялась закладка «обетного» храма Христа Спасителя.

Рано утром этого дня все московское духовенство, в великолепных облачениях, направилось туда из соборов с крестным ходом. Из Тарутина доставлен был военный понтон, служивший Императору Александру в походе 1812 года; на нем Государь переехал к месту назначения.

Стечение народа на Воробьевых горах было неимоверное; казалось, вся Москва перенеслась туда, чтобы быть благоговейной свидетельницей смирения и благочестия своего обожаемого Монарха.

По совершении литургии в одной из местных церквей, в присутствии всей Царской фамилии, преосвященный Августин с крестным ходом направился к месту закладки храма. Торжественное водоосвящение и обычное заложение камней Государем, святителем московским и художником-строителем Августин закончил своей знаменитой речью, начинавшеюся словами:

«Где мы? Что мы видим? Что мы делаем?»...

После хвалебной церковной песни, раздалась пушечная и ружейная пальба 50-тысячного войска, слившаяся с торжественным и радостным звоном всех московских колоколов.

По совершении закладки храма, Витберг немедленно приступил к выполнению своего гениального проекта. Но... недоброжелательство и зависть к молодому, дотоле неведомому никому художнику, всевозможные интриги и подкопы в самом основании разрушили колоссальный, бесподобный план Витберга. Постройка самого храма была приостановлена; Витберг отстранен от всех должностей; над ним наряжен был суд и состоялось отправление его на жительство в Вятку. Там, всеми забытый, он и скончался уже дряхлым стариком...


С. Знаменский.


Московский листок, Иллюстрированное приложение № 27, 8 апреля 1901 г.

 

 

Еще по теме:

Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение

...............................

Москва в XIX веке (Исторический очерк). Манифест Императора Александра о благополучном окончании Отечественной войны

Москва в XIX веке (Исторический очерк). Проект храма Христа Спасителя академика Витберга

К истории постройки храма Христа Спасителя в Москве

Москва, 1867 год. Вид с храма Христа Спасителя

Москва в XIX веке (Исторический очерк). Лазаревский институт

 

 

 

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 61 | Добавил: nik191 | Теги: москва, 19 век | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz