Москва в XIX столетии
(Продолжение)
XI.
Манифест Императора Александра о благополучном окончании Отечественной войны
Шесть месяцев и три для продолжалась великая Отечественная война. Как опустошительный ураган, как пламенная лава, пронесся завоеватель царств и народов по пространству земель от Немана до русской первопрестольной столицы. Москва добровольно отдала себя поруганию, грабежам и пожарам: славная армия, предводимая бессмертным полководцем, отступила вглубь России, умышленно избегая сражений с врагом. Но ни та, ни другая не были побеждены; они сохранили чувство своего достоинства и силы, одушевленные великим царским словом —
«не опускать меча в ножны, доколе ни один враг не останется на Русской земле».
Счастье отвернулось от всемирного завоевателя, со срамом бежавшего из России. А Россия вышла из роковой борьбы с такими силами, существование которых до нашествия неприятельского ей самой не было известно. Памятный 1812 год дал случай показать всему миру, что такое святая Русь, что такое русский человек...
В самый день празднования Рождества Христова, 25 декабря 1812 г., особым манифестом Императора Александра возвещено было государству о благополучном окончании Отечественной войны.
„Бог и весь свет тому свидетели, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное Наше отечество,—читаем мы в нем.—Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь ее враг, всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть того, чтобы она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ран вздохнула.
Казалось, с пролитием крови ее умножался в ней дух мужества, с пожарами градов ее воспламенялась любовь к отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли когда слыханные...
Ныне с сердечной радостью и горячей к Богу благодарностью объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу и что объявленное Нами при открытии войны сей свыше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей или, лучше сказать, все они остались здесь, но как?...
Да познаем же в великом деле сем Промысл Божий. Повергнемся пред святым Его престолом и, видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и врагам!
Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе Своем! Пойдем благостию дел и чистотою чувств и помышлений наших в храм святости Его и тамо увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излиянныя на нас щедроты и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами и, прекратя брани и битвы, ниспошлет к нам побед победу, желанный мир и тишину".
Вместе с тем, в желании увековечить воспоминание об Отечественной войне, Император Александр постановил выбить серебряные медали с изображением Всевидящего Ока, которые и были розданы всем защитникам отечества, от генерала до солдата; такие же медали из бронзы пожалованы дворянам, в ознаменование заслуг и сделанных ими пожертвований.
Одновременно установлено и ежегодное празднование в день Рождества Христова избавления нашего отечества от нашествия французов и с ними двадцати народов. Для этого составлено особенное благодарственное с коленопреклонением молебствие за спасение государства, с провозглашением вечной памяти Императору Александру и поминовением воинов, в тяжкую годину испытаний положивших живот свой за отечество.
Отклонив от себя все почести, которые готовил русский народ для своего безмерно обожаемого Монарха, кроткий и смиренный Император Александр возвратился в отечество, после неизбежного триумфального шествия чрез всю освобожденную Европу. Радость первопрестольной столицы по случаю первого посещения Государем ее, после всех испытанных ею бедствий, превратилась в истинное народное торжество.
«Мысль о Государе казалась единственным занятием каждого»,
— писал тогда знаменитый Ермолов. Как пред открытием войны 1812 года, преосвященный Августин предвещал в Москве победу своему царю, так и по окончании ее он поздравлял монарха с славной победой и миром, в том самом храме, который во дни предстоявшей опасности был свидетелем обетов и молений Государя, архипастыря и народа.
15 августа прибыл в Москву самодержец России, великодушный победитель врагов, освободитель и миротворец Европы. Встретив Государя в преддверии храма, с крестом в руках, Августин приветствовал его краткой и сильной речью, заключив ее торжественным восклицанием.
„Тебе, победителю нечестия и неправды, вопием: осанна в вышних! благословен грядый во имя Господне!“.
Храм, переполненный народом, горел огнями. Принимавшие участие в богослужении духовные особы облачены были в ризы с изображением на оплечьях 1812 года, креста в сиянии и слов вокруг него—«сим победиши». Во время литургии употреблены были золотые сосуды, принесенные Императором Александром в дар всероссийскому храму на память о взятии столицы развенчанного врага. После литургии и молебствия Государь шествовал в Архангельский и Благовещенский соборы, при громогласном звоне колоколов, пальбе из пушек и оглушительных восклицаниях народа.
Все это, вместе взятое, придавало дню 15-го августа характер великого, исключительного торжества.
На другой день московское дворянство удостоилось представления Императору Александру.
Милостиво приняв его, под вдохновением минуты, Государь обратился к нему с речью.
„Радуюсь, господа, — говорил он между прочим, — что мы опять в Москве свиделись, после тяжких времен и великих трудов наших. Мне приятно теперь изъявить мое сердечное чувство, как московскому, так и вообще российскому дворянству, которое оказало столь много храбрости и характера. Конечно, мы прославились перед всеми народами. С Россиею вместе мы спасли и Европу. Впрочем, мы не должны этого присваивать себе. Все совершилось от Бога. Один Бог силен был сделать, что мы превзошли всех славою...“
Такова была непреложная вера Императора Александра в Царя царствующих, невидимо, но чудодейственно осенявшего великую Русь Своим святым покровом; Ему-то Государь и хотел отдать всю славу и победы свои и возблагодарить за них, дав в благочестивой душе обет — в честь и славу Христа воздвигнуть в сердце России великолепный храм, первая мысль о котором ему пришла еще 25 декабря 1812 года, о чем он и объявил в особом манифесте.
„Спасение России от врагов...—читаем мы там,— есть явно излиянная на нас благодать Божия, есть по истине достопамятное происшествие, которое не изгладят века из бытописаний. В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к вере и отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и ознаменование благодарности нашей к промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
Да благословит Всевышний начинание наше! Да совершится она! Да простоит сей храм многие веки, и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков".
С. Знаменский.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 27, 8 апреля 1901 г.
Еще по теме:
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение
...............................
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Мы в Париже
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Манифест Императора Александра о благополучном окончании Отечественной войны
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Проект храма Христа Спасителя академика Витберга
|