Ровно 100 лет назад, в последних числах мая 1915 г., в Москве произошли серьезные беспорядки, вызванные неудачами на фронтах первой мировой войны, а также стечением целого ряда обстоятельств.
Беспорядки вылились в погромы магазинов и массовые грабежи. Количество жертв этих погромов точно не установлено, но известно, что было убито восемь и серьезно ранено сорок иностранных подданных, а также семь солдат московского гарнизона. Было серьезно избито и около 500 русских, попавших под руку погромщиков. Число погромщиков в пик волнений достигало 100—120 тысяч человек.
Общий экономический ущерб составил 40 млн рублей (более 60 млрд современных рублей), 32 млн. из которых приходится на собственность российских подданных. В числе наиболее разгромленных улиц была Мясницкая, на которой не уцелело ни одного магазина, и даже с вывеской русских владельцев. Патриоты разгромили 732 отдельных помещения, в число которых входили магазины, склады, конторы и частные квартиры. Официально было зафиксировано более 60 сгоревших зданий.
Представленный материал составлен на основании публикаций газет за 1915 год.
Беспорядки в Москве
МОСКВА. (29 мая). На чрезвычайном собрании московской думы в 1 час ночи присутствовали главноначальствующий граф Юсупов и градоначальник Адрианов.Открыв заседание, городской голова Челноков огласил положения, составленные гласными:
1) просить городского голову обратиться от имени московской думы к населению Москвы с воззванием о немедленном прекращении недостойных Москвы, погромов;
2) обратиться к рабочему и фабричному населению Москвы с просьбой напрячь все силы и не допускать приостановки работ на фабриках и заводах, ибо каждый день промедления в работе дает торжество врагу;
3) представить главноначальствующему города Москвы, что московская дума обращается с самой настоятельной просьбой прекратить погромы, которые, несмотря на поздний час, все более разрастаются, и что московская дума не допускает мысли, что наступающая ночь будет омрачена какими-любо выступлениями толпы.
Дума без прений единогласно приняла эти положения.
— Главноначальствующий над городом Москвой объявляет:
„28 мая на улицах Москвы произошли печальные события. Начавшись под влиянием стремления удалить с заводов подданных враждебных государств, эти события мало-помалу вылились в самые безобразные формы. Собравшиеся толпы не только били стекла и громили магазины, владельцы коих носят иностранные фамилии, но и грабили находившиеся в магазинах товары.
В этом постыдном деле принимали участие также женщины подозрительного вида и подростки.
По поводу этих беспорядков считаю необходимым объявить населению Москвы, что всякое нарушение порядка внутри России поднимает дух наших врагов, усиливая тем их сопротивление, и замедляет окончательную победу над ними.
Подумайте, русские люди, о ваших доблестных братьях, сражающихся за вас с таким самоотвержением. Они отстаивают русскую землю от вторжения в нее тевтонов; не мешайте им делать выпавшее на их долю великое и святое дело, помните, что на страже интересов России стоит власть, поставленная Его Императорским Величеством Государем Императором.
Власть эта сумеет как охранить родину от посягательств на ея благополучие дурных людей, так и обуздать деморализованную толпу, присвоившую себе право самосуда.
Я, как носитель этой власти в Москве, с перваго дня своего назначения поведший борьбу с немецким засильем, сам сумею оградить интересы родного города от влияния враждебных России лиц и предупреждаю, что не позволю вмешиваться в мои распоряжения.
Вместе с тем, довожу до сведения жителей Первопрестольной, что, при попытке вновь произнести насильственные действия против личной безопасности или имущества хотя бы и подданных воюющих с нами держав, я приму самые энергичные меры к их подавлению. Одновременно с этим объявляю населению, что не допускаю на улицах никаких сборищ и манифестаций.
Генерал-адъютант граф Юсупов".
Воззвание московского главноначальствующего князя Юсупова
МОСКВА. (10 июня). Главноначальствующий над Москвой обратился к населению Москвы со следующим воззванием:
"Еще живы в памяти всех русских людей позорные дни погрома первопрестольной столицы и возмутительного грабежа чужого имущества, вызвавшие во всех нас чувства глубокого негодования. Происшедшие беспорядки лишь подняли дух врагов наших, от вторжения которых доблестная русская армия жизнью и кровью своей защищает дорогую нашу родину.
Я исполню свой долг перед Государем Императором и Россией. Снова предупреждаю, что не допущу никакого насилия над жителями столицы и имуществом, и потому прошу население первопрестольной столицы сохранять полное спокойствие и содействовать властям в охранении общественного порядка.
Злоба плохой советник, лица, учинившие в Москве 28 и 29 мая погромы, нанесли крупный вред интересам государства, истребив много имущества, которое могло бы обслуживать нужды наших храбрых солдат и населения столицы.
Волновавший население Москвы вопрос о немецком засилье вполне разрешается законом, вошедшим в силу 1 июня, согласно которому с этого дня все торговые предприятия, принадлежащие подданным воюющих с нами государств, должны быть закрыты и все немцы должны быть удалены с фабрик и заводов. Этот закон в Москве будет проведен в жизнь без всяких поблажек и снисхождения по отношению к подданным воюющих с нами держав.Особо обращаюсь к рабочим московских фабрик и заводов, с некоторыми из коих мне пришлось за последнее время говорить и оценить их крепкий дух и глубокое патриотическое желание работать, не покладая рук, для родной, дорогой русской армии.
Они поняли,что производительный труд на фабриках и заводах так же необходим для победы России, как штыки и пули на поле брани. Если вы не оденете, не обуете, не вооружите армии, то подорвете ея силы и поможете врагам нашим. Как ни тяжел ваш труд на фабриках и заводах, но все же он легче того труда, который день и ночь несут на позициях наши отцы, дети и братья под не умолкающие гулы орудий.
Все мы братья, одной колыбели, все мы живем одним стремлением дать России победу, славу и величие. Потому не забывайте, что нам нужно увеличивать, а не уменьшать число рабочих рук, не тешить врага внутренними смутами и раздорами. Верьте, что народной силе Господь Бог даст победу за правое дело.
Не унывайте от временных неудач,—они могут быть, но в это время нужно не падать духом, а удваивать свои силы в труде. Помните, что враги наши напрягают последние свои усилия. Сильна бесконечно русская армия и сумеет удвоить свою отвагу и беззаветную храбрость, которые всегда были достоянием наших солдат-богатырей.
Генерал-адъютант князь Юсупов".
МОСКВА. (29 мая). Московский городской голова обратился к московскому населению со следующими словами: "Граждане! Происшедшие в Москве беспорядки, погромы, грабежи и пожары нарушили спокойствие Москвы и угрожают выздоровлению многих тысяч раненых воинов, находящихся на нашем попечении.
Московская городская дума, в полном единомыслии с население Первопрестольной, прилагает много сил на заботу о раненых и снабжение нашей доблестной армии для 6орьбы с немецким засильем, и пусть московское население верит, что дума исполнит свой долг до конца".
Наша армия смотрит на Москву как на родную. Глава всей России, Москва выражает высоту чувств русскаго народа в великой борьбе. Она—народная совесть, и в чистоте этой совести наша сила в борьбе с врагом. Грабежи и насилия вчерашнего дня составляют неслыханный и неожиданный позор для родной столицы и ослабляют наши силы.
Всякому пропущенному дню нашей фабрично-заводской работы наши враги бесконечно радуются. Каждый из вас пусть задумается над этим.
Московская городская дума обращается к населению города Москвы с призывов немедленно прекратить недостойные Москвы погромы, а к рабочему фабричному населению Москвы —напрячь все силы и не допускать приостановления работ на фабриках и заводах, ибо каждый день промедления в работе есть торжество врага.
Московский городской голова Челноков".
В Москве
— Опубликовано обязательное постановление главноначальствующего Москвы генерал-адъютанта князя Юсупова, согласно которому воспрещается всем жителям Москвы и пригородов появляться на улицах от 10 часов вечера до 5 часов утра.
Запрещение не относится к лицам, следующим по служебным надобностям и снабженным особыми удостоверениями, и также к врачам; воспрещение не относится к перевозке раненых и больных.
Владельцы, арендаторы и заведующие усадьбами, домами, гостиницами и прочими недвижимыми имуществами обязаны все имеющиеся у них входы с улицы держать закрытыми с 10 часов вечера до 5 часов утра. Постановление не касается аптек, больниц и лазаретов.
Лица, отправляющиеся в поезда, отходящие из Москвы после 10 часов вечера, могут получать удостоверения для проезда на вокзал из канцелярии градоначальника при условии представления взятого железнодорожного билета.
Виновные в нарушении сего постановления подвергаются в административном порядке заключению в тюрьме или крепости до 3 месяцев, или аресту на тот же срок, или штрафу до 3000 рублей.
Московские беспорядки
Петроградские газеты, оценивая смысл московских беспорядков, приходят к довольно единодушному выводу о ближайших причинах этих беспорядков. С суровым осуждением по адресу бульварной „черной и желтой" печати выступает "День":
Яд, проникший в сознание московских масс, громивших фабрики и заводы, просачивался понемногу, день за днем. Нужно ли говорить о том, что в этом злом деле повинны некоторые элементы нашего общества и печати, которые безоглядно все время нажимали педаль ненависти и злобы? Они не учитывали, что среди духовно нищих масс этот яд не может рассасываться, не может встретить противоборствующих сил в психике темных элементов и что, накопляясь капля по капле, он должен неизбежно привести к тем или иным разрушительным пароксизмам.Надо все-таки подумать о том, что же будет дальше.
Надо подумать о том, как нейтрализовать проникший в сознание и душу яд, как сделать их иммунными к болезнетворным началам ненависти и мести. Дело не только в том, чтобы укротить рвение подстрекателей в прессе и в обществе, хотя по нынешнему времени и это—задача весьма важная и трудная. Дело еще в том, чтобы массы, поддавшиеся бурному пароксизму, обрели некую душевную гармонию, которая их застраховала бы от выступлений, подобных происшедшим.
В том же духе высказывается и «Петр. Курьер»:
С самого начала войны существовали у нас кучки людей, считавших разжигание злобы и ненависти необходимой принадлежностью патриота, думавших, что чем больше злобы, тем больше патриотизма. И ежедневно, капля за каплей, они внедряли в смятенную, растерявшуюся под наплывом небывалых событий народную душу распаляющий, дурманящий яд.
И вот в Москве мы увидели действие этой систематической отравы. Человеческая природа такова, что возбудить ее к злобным и разрушительным, хотя бы бессмысленным, действиям много легче, чем к разумным и созидательным. Может ли необразованный человек разумно разобраться в вопросе, откуда идут обжигающие его струи и кто виновник выпадающих на его долю тягот? Под силу ли ему разобрать, что нужно для победы над неприятелем?
Но в нем упорно силятся возбудить темные звериные чувства, так легко вообще в человеке возбуждаемые, и упорно направляют эти просыпающиеся звериные чувства на то, что от него близко, что находится в непосредственном с ним соседстве. Мудрено ли, что отрава, в конце-концов, начинает действовать? Мудрено ли, что душевное напряжение выливается в бессмысленном пароксизме?
И не к темной, ослепленной толпе, в которой находились женщины и подростки, а к «культурным» подстрекателям, поджигателям, все еще, несмотря на грозные уроки, не оставившим своего разрушительного дела, хочется обратиться с увещанием:
— Что вы делаете? Опамятуйтесь!
***
Московские беспорядки 26—29 мая послужат на днях предметом особой сенаторской ревизии, коей поручено выяснение причин, вызвавших эти беспорядки.
"Русск. Вед." приветствует назначение ревизии и указывают тот путь, по которому желательно было бы направить ее работу:
Чрезвычайные события, потрясшие жизнь Москвы, не могли не вызвать принятия чрезвычайных мер. Такие события не должны повторяться, к их предупреждению должно быть сделано все, что во власти государства и общества. Но, кроме того, должен быть пролит яркий свет и на обстановку, при которой они хоть однажды могли возникнуть, на условия, которые способствовали их возникновению и развитию.
Ревизующим сенатором назначен председатель петроградской судебной палаты сенатор Н. С. Крашенинников. Вероятно, не замедлят стать достоянием гласности объем полномочий и программа, данная ревизующему сенатору.
Сенаторская ревизия—мера чрезвычайная, применяемая в исключительных обстоятельствах, и сообразно с исключительными размерами выдавших ее событий должна вестись в широком объеме. В обычных условиях грабежи и убийства могут быть раскрыты обычными средствами, выяснена степень виновности совершивших преступные деяния лиц, вскрыты причины и поводы, их обусловившие.
События, разразившиеся над Москвой,—не "обыденное явление". По своим размерам, по своим последствиям, по всей обстановке, в которой они совершались, они выходят из рамок даже самых значительных происшествий этого рода.
Нарушители правовых норм, участники беспорядков, действовали в особых условиях. Тут налицо и весьма сложные и запутанные отношения разных категорий участников беспорядков, их пособников, вдохновителей, тут и еще более сложные вопросы, касающиеся отношений власти и граждан, и вопросы о ведомственной компетенции и проч., и проч.
Для следственной власти, не вооруженной исключительными полномочиям, тут многое может оказаться вне досягаемости, наделенный же особыми полномочиями ревизующий сенатор может снять табу со всего загражденного.
Может возникнуть сомнение. Сенаторская ревизия—старое оружие, действительность котораго не бесспорна. Не будем закрывать глаза на то, что к этим ревизиям именно за последние годы установилось скептическое отношение,—и не без причины. Но переживаемый ныне момент ставит сенаторскую ревизию в новые беспримерные условия.
Жизнь повелительно диктует, что возврата к прошлому не должно быть. В такой момент, когда решается судьба всего дорогого и ценного, не может быть былых колебаний между решением идти до конца или остановиться на полпути.
На все должен быть пролит свет. Зло должно быть вырвано с корнем. Расследование вскроет причины и условия беспорядков. Будем надеяться!
Возможно, что их корни и нити будут найдены в старых гнездилищах зла. Прошлое не могло изжить это зло; теперь должно уничтожить эти гнойники, угрожающие государственной и общественной безопасности.
Должны быть вскрыты и те причины и условия, в которых может создаваться преступная мысль, будто все возможно, все допустимо в известных случаях, даже разбой, грабеж и насилие. Должно вскрыться, к каким последствиям ведут стеснения и ограничения в проявлениях здоровой общественности, создающие этим только благоприятную атмосферу для темных и преступных авантюр. Должны обнаружиться и те пагубные последствия принудительной немоты и безгласности русской жизни, создающих почву для самых нелепых и диких слухов.
Будем надеяться!
***
В результате зачинщиков происшедшего обнаружить так и не удалось.
Всю вину за погромы возложили на главноначальствующего над Москвой князя Ф. Ф. Юсупова, который был отстранен от должности в сентябре 1915 года, и градоначальника А. А. Адрианова, находившегося под следствием до самой революции, после которой был расстрелян в марте 1918-го.
1 июня 1915 года Николай II подписал указ об обязательном увольнении с московских предприятий всех немцев и прекращении деятельности в Москве всех немецких фирм.
Московский погром (8-11 июня (26-29 мая) 1915 года). Часть 1.
Московский погром (8-11 июня (26-29 мая) 1915 года). Часть 2.
|