ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИРА УКРАИНОЙ
По имеющимся в комиссариате по иностранным делам сведениям, согласно условиям заключенного Украиной с центральными державами мира, Украина обязуется демобилизовать свою армию, центральные державы в свою очередь гарантируют Раде заем в Австро-Венгрии, требуя за то возобновления торговых отношений. Центральные державы гарантировали Раде также равноправное участие Украины на европейской мирной конференции. Никаких территориальных приращений ни для той, ни для другой стороны в условиях сепаратного мира не имеется.
Считают возможным, что Германия предпримет активные шаги для восстановления на Украине власти Центральной Рады.
РАСПОРЯЖЕНИЕ ОБ АРЕСТЕ УКРАИНСКОЙ МИРНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
Совет народных комиссаров отдал распоряжение об аресте всех членов Центральной Рады, а также всех членов посланной ею в Брест делегации, во главе с Голубовичем и о предании их революционному суду за измену народу.
Советское правительство ни в коем случае не признает заключенного центральными империями и Радой мира. По имеющимся сведением, мир этот не признают также и другие союзнык державы.
Совет народных комиссаров считает, что заключение мира Центральной Радой настолько фиктивно, что нет надобности в его официальном аннулировании.
Дело Народа, 31 января (13 фев) 1918 г.
ДОГОВОР ГЕРМАНИИ С УКРАЙНОЙ
Мирный договор, заключенный между украинской Радой и центральными державами, подписан представителем Германии Кюльманом, Австро-Венгрии Черниным, Болгарии — Радославовым, Тончевым, Стояновичем, Ганчевым и Анастасовым, Турции—Талаат - пашой, Украйны— Севруком и Любанским.
Договор гласит:
"Так как украинский народ в течение настоящей всемирной войны объявил себя независимым и выразил желание водворить мирное состояние между державами, воюющими с Украйной и Россией, то правительства Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции объявляют о заключении мирного договора с украинской народной республикой. Они хотят сделать первый шаг к заключению длительного всеобщего мира и не только для ликвидации ужасов войны, но и для восстановления дружеских отношений народов в политических, юридических, экономических и духовных вопросах. С этой целью правительства уполномочивают ниже подписавшихся (перечисление подписавшихся) для ведения мирных переговоров в Брест-Литовске. Нижеподписавшиеся собрались вместе и сошлись на следующей хорошей форме и приемлемом постановлении:
Статья 1. Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция—с одной стороны—и Украинская народная республика—с другой стороны - объявляют военное состояние между собою оконченным. Заключающие мирный договор державы обязуются впредь жить в мире и дружбе.
Статья 2. Во-первых: между Австро-Венгрией и украинской народной республикой, поскольку эти страны являются граничащими друг с другом, границы остаются такими же, как 6ыли до войны между австро-венгерской монархией и Россией.
Во-вторых: далее, северные границы украинской народной республики идут от Тарнограда, к в общем, по линии Билгарорай — Щезебжизин — Краснотов — Пугашев - Ражинмежиречица - Сарнаки - Мельник - Вышко - Литовск - Каменев - Литовск - Пружаны - Выдоновское. В деталях эти границы сообразуются с этнографическими отношениями и желаниями населения по выяснению смешанного состава.
В третьих: если народная украинская республика должна выяснить пограничный вопрос с другими державами четверного союза, то это делается особым порядком.
Статья 3. Очищение оккупированных районов должно быть произведено сразу же по ратификации этого мирного договора. Способ очищения разрешается уполномоченными заинтересованных сторон.
Статья 4. Дипломатические и консульские отношения между сторонами, заключающими мирный договор, возобновляются сразу же, по ратификации этого мирного договора.
Статья 5. Стороны, заключающие мирный договор, обязуются друг перед другом возместить военные расходы, как государственные расходы на войну, так и убытки от военных мероприятий, со включением сюда всех реквизиций.
Статья 6. Военнопленные обеих сторон отпускаются на родину, если не захотят оставаться в своих районах или переехать в другую страну. Дела, связанные с этим вопросом, трактуются особыми отдельными договорами, о которых упомянуто в статье 8.
Дело Народа, 15 (2) фев. 1918 г.
Горький урок
Отдан приказ об аресте украинской мирной делегации за то, что она подписала в Бресте сепаратный договор с центральными империями.
Нет сомнений, позиция Украинской Рады была в этом вопросе, как и во многих других, чрезвычайно двусмысленна. По отношению и к Совету комиссаров, и к Всероссийскому Учредительному Собранию руководящие круги украинцев приняли лозунг: „наша хата с краю". Совет комиссаров они поспешили признать „местной великорусской властью". Права Учредительного Собрания они пытались ограничить самой узкой областью, как будто именно в Учредительном Собрании заключалась опасность правам областей и национальностей. В вопросе о мире они пошли на бег взапуски с большевиками по дорожке Сепаратных решений...
Цель была понятна: увлечь за собою даже и украинских большевиков на отстаивание позиции Рады, придав всему характер не борьбы с социалистической демократией, с анархо-большевистской демократией, а борьбы „украинской" стихии с „великоросийской".
Эта политика потерпела полное фиаско. Украинские большевики, после недолгих колебаний, примкнули повсюду к великорусским большевикам и сделали крушение Рады только более катастрофическим и кровопролитным, нанеся ей удар в спину в самый критический момент. А между тем вся эта однобоко-национальная постановка вопроса об организации власти на Украйне оставила совершенно в стороне и не только совершенно не использовала новоукраинских сил, но даже отбросила их от этого общего дела.
Украинские лидеры готовы были выдать с головою дело демократии по всей России большевистским захватчикам, лишь 6ы где-то, на отшибе от остальной России, "сепаратно" уцелеть и спастись. Вместо этого их выдали головою те самые элементы, ради соглашения с которыми украинские лидеры двусмысленно балансировали между русскими большевиками и между всенародным представительством Учредительного Собрания.
Всем памятны в этом отношении более чем странные выступления в первом заседании Учред. Собр. депутата Северова-Одзовского.Он с усердием, достойным лучшего дела, старался все время сидеть между двух стульев—между большевистским и готовым к его разгону меньшинством Учредительного Собрания. Все это политиканство ни мало его не выручило, и газеты уже несколько дней как принесли весть о его заключении в тюрьму вместе с другими деятелями, осмелившимися не целиком примкнуть к правительству Смольного.
Деятели украинского движения в значительной степени пожали то, что посеяли.
Отрадно, конечно, что смольные диктаторы, которые уже готовы были сами заключить „не похабный, но несчастный" сепаратный мир с империалистической Германией, и которые не решились на это лишь потому, что германские притязания были слишком уж наглы,—странно и дико, что они же арестуют более удачливых украинских конкурентов. В самом деле, ведь украинцы заключили мир на своих границах „без аннексий и контрибуций".
Смольные лидеры ныне обвиняют их в том, что после этого мира они дали бы Германии хлеб и этим поддержали 6ы немецких империалистов. Но ведь и после сепаратного договора Смольного правительства меж Россией и Германией были бы восстановлены, с тем же результатом, торговые сношения: ведь они частично, на ценовых началах, уже во время перемирия шли между окопами!
Таким образом, распоряжение об аресте мирной украинской делегации показывает косвенно, чего достойны — по сознанию самих нынешних вершителей судеб России—все наши брестские паломники. Но—„за что воришек бьют, то сходит с рук ворам"...
Благодаря неуступчивости германских империалистов, смольное правительство с виду, по внешности спасено от позора формального заключения сепаратного мира. Лишь соблазненные его примером украинцы за то, что они оказались „удачливее", поплатятся тюрьмою. Оказывается, нельзя безнаказанно ковылять за большевиками, пытаясь в тоже время сохранить хотя бы тень самостоятельности. Таков урок этого нового „события"...
Дела народа 1918, № 005 (17 (4) февр.). - 1918.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И УКРАЙНА
Великобританский поверенный в делах, узнав, что занятое его правительством по отношению к Украине положение послужило предметом недоразумений, имеет честь довести до сведения народного комиссара иностранных дел, что великобританское правительство никогда не признавало Украины, как независимое государство, точно также, как оно не признало независимым государством ни одной из провинций или местностей, входящих в состав бывшей Российской империи.
Из этого следует, что притязания делегатов рады в Брест-Литовске на обладание достаточными полномочиями для заключения сепаратного мира в центральными державами, с точки зрения великобританского правительства, совершенно недопустимы.
Еще по теме
|