Министр Внутренних Дел В. М. Крутовский
Биография
Владимир Михайлович Крутовский родился в 1856 году, на золотых приисках Рязанова, Енисейской губернии и уезда. Его отец крестьянин Владимирской губернии деревни Крутой (отсюда и фамилия Крутовский, вернее Крутовской), был мальчиком привезен в Сибирь, где затем и обосновался развивая свое небольшое хозяйство.
Учился В. М. в Красноярской гимназии, потом в Петербургской медико-хирургической академии, окончив которую и получил в 1881 г. звание врача.
Вернувшись из Петербурга на родину Владимир Михайлович служил два года сельским врачом, после этого переходит в качестве ординатора хирурга в Красноярскую городскую больницу, где работает бессменно в течении 15 лет.
Затем получает назначение на должность помощника врачебного инспектора, но вскоре же принужден покинуть это место вследствие подозрения в полической неблагонадежности. Это подозрение пало на В. М. Крутовскаго еще со студенческой скамьи, когда он был привлечен жандармами к суду по делу об организации конспиративной квартиры (проц. Емельяновой, Садовой, П. Ф. Якубовича, Мальгина и др.).
Подозрение усилилось в Красноярске еще больше вследствие того, что где исполняя обязанности тюремного врача В. М. входил в короткие иногда дружеские отношения с политическими заключенными и оказывал им материальную и моральную помощь.
Покинув должность помощника врачебного инспектора, Владимир Михайлович посвящает себя частной врачебной практике, отдавая все свободное время общественной и литературной деятельности.
С 1883 г. почти до последнего времени он состоит гласным Красноярской городской думы, был избран выборщиком в 1-ю Государственную Думу по Красноярскому списку объединенных прогрессистов; основал в этом городе первое общество врачей, первую женскую фельдшерскую школу, первую в Сибири медицинскую газету "Сибирские Врачебные Ведомости".
В 1907 г. Иркутский генерал - губернатор Селиванов видя в В. М. Крутовском "опасного" в политическом смысле человек выслал его из пределов Сибири. В. М. принуждён был года два скитаться по Европейской России. Любовь к Сибири заставила его однако пойти на рискованный шаг: с переселенческой экспедицией Львова он, в качестве статистика инкогнито едет из Европейской России в Уссурийский край. Здесь он лицом к лицу столкнулся с чудовищной картиной тяжкого народного горя: заброшенные в глухея уссурийские дебри тысячи несчастных переселенцев голодали, вымирали от цинги, сыпного и брюшного тифа, злокачественной малярии. Особенно ужасающей была смертность детей и часто кладбища поселков разрастались в десять раз больше, чем самые поселки.
За последние годы Владимир Михайлович почти безвыездно жил в Красноярске. В начале марта 1917 г. сразу после революции был единогласно избран представителями всех партий в председатели красноярского коалиционного исполнительного комитета, а через некоторое время назначен временным правительством на должность губернского комиссара. Во второй половине декабря прошлого же года был большевиками обыскан и арестовав и посажен в тюрьму. Любопытно, между прочим, что за жизнь у Владимира Михайловича было четырнадцать обысков; 10 при самодержавии царском и 4 при самодержавии большевистском.
Литературно—издательская деятельность В. М. выразилась в постоянном его участии в прогрессивных красноярских газетах и в издании с 1916 г. первого в Сибири серьезного ежемесячного журнала „Сибирские записки", в котором печатались и печатаются лучшие публицистические и литературные силы Сибири.
По своим политическим убеждениям Владимир Михайлович примыкал раньше к народовольцам, а с появлением партии социалистов-революционеров всегда сочувствовал этой последней, в партию однако не вступал дабы не связывать себя с чисто партийной программой и дисциплиной. Между прочим общественные и политические симпатии В. М. характеризуются его долголетними и дружескими отношениями с Вл. Гал. Короленко.
Сибирский вестник, 1918 г.
|