Министр Труда И. М. Майский о труде и трудящихся
Назначенный Комитетом Членов Учредительного Собрания (в Самаре) министр труда И. М. Майский поделился своими мыслями о труде и трудящихся с корреспондентом Информационного Бюро Временного Сибирского Правительства.
Министр сказал:
"Пред ведомством труда, во главе которого я становлюсь волею комитета членов Учредительного Собрания, стоит сейчас в высшей степени сложная и ответственная задача. Большевистское хозяйничанье в области рабочего вопроса имело чрезвычайно пагубные последствия.
Демагогические утверждения будто Россия переживает социалистическую революцию на время увлекли пролетариат и лишили его ощущения реальности. Он потерял границу между мечтой и действительностью. Теперь жизнь возвращает рабочий класс на землю. Он постепенно трезвеет и начинает отличать возможное от невозможного.
На обязанности ведомства труда лежит способствовать этому здоровому процессу и одновременно позаботиться о том, чтобы законные интересы пролетариата были в полной мере охранены. Я исхожу из того основного положении, что до социализма нам в России еще очень далеко, поэтому я самый решительный противник большевистских социалистических опытов, которые только разрушили наше народное хозяйство.
Я вполне сочувствую проводимой сейчас денационализации большей части национализированных большевиками предприятий. Я считаю, что личная инициатива промышленника должна быть связана возможно меньше, ровно настолько, на сколько это абсолютно необходимо в интересах государства.
Но я и с не меньшей категоричностью признаю, что рабочий класс имеет полное право требовать от государства определенной суммы социальных реформ, гарантирующих его от чрезмерной эксплуатации.
Исторический долг русской революции состоит в том, чтобы дать пролетариату эту сумму реформ и воплотить в жизнь, да позволено мне будет так выразиться, хартию социальных вольностей рабочего класса. Главной задачей ведомства труда будет как раз осуществление этой хартии.
Далее министр перечисляет те законодательные меры, посредством которых имеет быть осуществлена „хартия социальных вольностей", при этом министр заявил, что ведомство признает неприкосновенность профессиональных союзов, как органов свободной классовой борьбы пролетариата.
Но обещая стоять на защите „вольностей" пролетариата, он и от пролетариата требует компенсаций.
„Выполняя, продолжает он, свой долг перед пролетариатом, революция вправе требовать, чтобы пролетариат в свою очередь выполнил свой долг перед революцией. Учредительное Собрание гарантирует рабочим 8-ми часовой рабочий день, но в эти 8 часов они должны хорошо работать; поэтому ведомство труда обратит самое серьезное внимание на повышение производительности труда рабочих. Хотя разруха на фабриках и заводах зависит от сложного комплекта причин и не может быть отнесена исключительно лишь за счет плохой работы рабочих, однако эта плохая работа во многих случаях существует и оказывает свое гибельное действие.
Другие ведомства: торговли и промышленности, путей сообщения, военное—позаботятся об устранении технических, транспортных и иных препятствий к восстановлению нашего народного хозяйства, на обязанности же ведомства труда лежит устранить препятствия, вытекающие из плохой работы. Плохая работа при 8-ми часовом дне— это не только страшный ущерб для страны, но позор для пролетариата. С плохой работой должно быть покончено.
Ведомство труда примет к этому самые энергичные меры и в качестве ближайшего шага, мы намечаем строгое неуклонное проведение системы норм. Пока я стою во главе ведомства труда, обе эти задачи: охрана интересов рабочих при помощи социальных реформ и повышение производительности труда, будут осуществляться параллельно со всей энергией и решительностью".
Сибирский вестник, 1918 г.
|