Министр народного Просвещения В. В. Сапожников
Министр народного просвещения, Василий Васильевич Сапожников родился в г. Перми в семье военного чиновника, от роду имеет 56 лет.
Учился в Пермской гимназии и Московском университете где, по окончании курса, был оставлен для приготовления к профессорскому званию. Затем учился за границей, главным образом в Тюбингене. За исследование по физиологии питания растений получил степень доктора ботаники В 1893 г. был приглашен в Томский университет, где по сие время занимает кафедру ботаники. Два раза выбирался ректором университета.
С переездом в Сибирь характер ученых работ В. В. Сапожникова изменился в сторону географических и ботанико-географических исследований Алтая, Семиречья и Северо-Западной Монголии. Живя в Сибири, В. В. сделал около 20 научных экспедиций, отчеты о которых опубликованы частью в известиях Томскаго университета, частью в изданиях Переселенческого Управления.
Научные работы В. В. Сапожникова пользуются в ученом мире широкой известностью. Он имеет несколько медалей от Русского Географического Общества и до войны был избран почетным членом Берлинского Географического Общества. Главные его труды следующие: Катунь и ее истоки, Очерки Семиречья, Монгольский Алтай, В истоках рек Кобдо и Иртыша; заканчивается печатанием исследование о растительности Зайсанского края и готовится к печати большая ботанико-географическая монография о Семиреченском крае.
Слава В. В. как неутомимого и смелого путешественника общеизвестна. Трудности для него не существуют. В последних экспедициях принимали участие дети исследователя.
В. В. Сапожников по справедливости считается основателем в Сибири дела публ. лекций. Такие лекции его всюду пользовались громадным успехом.
В Томске В. В. принимал всегда живое участие в местной общественной и ученой жизни. Он, между прочим, состоит председателем томского о-ва естествоиспытателей и врачей.
Как сообщил г. Сапожников газетному сотруднику, коренных изменений в школьном деле, до созыва Сибирского Учредительного Собрания, министерство народного просвещения делать не предполагает. Теперь же необходимо провести лишь некоторые меры, каковы: ликвидация учебных округов и передача дела среднего и низшего образования в ведение земских и городских самоуправлений, организации внешкольного образования, основание института исследований естественных сил страны, возможное повышение оплаты труда учительского персонала и пр.
К планам учреждения в Омске центрального областного архива В. В. отнесся с полным сочувствием. По его словам, такой же план возник и в Томске.
Сибирский вестник, 1918 г.
|