В современной Европе международные отношения всегда покоились на принципе каторжной морали.
По крайней мере, г. г. дипломаты всех стран потратили немало ума и таланта, чтобы приспособить заповеди Моисея к волчьему быту:
— Не убий, если это тебе невыгодно.
— Не укради, если речь идет о сумме менее трехсот рублей.
— Не пожелай дома ближнего твоего, если дом не приносит никаких доходов.
Не даром же Бисмарк, который, в свое время, назывался «акулой большой воды», писал в одном из писем к своей жене:
— «Самый злобный скептик из демократов не может себе представить, что за шарлатанская штука эта дипломатия»...
Это, конечно, не совсем верно. Нынешняя демократия довольно отчетливо представляет себе «шарлатанскую штуку». Например, русская демократия каждый день видит, как международное жулье, в соучастии с русскими мародерами, разоряет и расхищает русское национальное достояние.
Я не говорю уже о бесценных картинах, о редчайших статуях и сокровищах искусства, веками накопленных в наших частных музеях—все это социал-маклаки сплавили в Америку и Швецию.
Но наши пароходы, наши вагоны, наша территория, наша нефть и уголь—разве это считается предметом русской национальной собственности?
Нисколько. Ослабевшая, отравленная немецким ядом, изнемогавшая в бесконечной борьбе, Россия видит вокруг себя только волчьи зубы и только плотоядные, хищные, беспощадные глаза.
Не проходит буквально ни одного дня, чтобы газеты не писали о расхищении нашего народного достояния.
— Китайцы,—читаем мы в газетах, — уже двенадцатый раз задерживают воров с краденным русским золотом. В последний раз было арестовано 160 пудов. Золото поступило частью в китайские, частью в американские банки «на хранение».
— Барон Унгерн-Штернберг - читаем в другой газете, - «захватил» 60 пудов золота, посланного советской властью своему представителю в Пекине, Дзевалтовскому.
Барон отделался от Семенова и ведет в Сибири самостоятельную войну с большевиками.
А в третьей газете опять новость:
— «Княгиня Волконская, совместно с какими-то генералами, похитила—на 500 миллионов сибирских рублей - груз голубого песца, служившего контр-валютой адмиралу Колчаку. Половина груза задержана и хранится .
- "Где-то" на Китайской железной дороге "хранится" и два миллиона пудов пшеницы, заготовленной для армии Колчака.
Наконец, и еще целый дождь новостей:
— Японцы отдают в аренду русские рыбные промыслы.
— Японский генерал-губернатор не пускает никого (кроме своих соотечественников) на русскую половину Сахалина.
— На русском Мурмане рыбу ловят все, кто в Бога верует.
— На побережье Охотского моря творится что-то невероятное.
— Камчатку облюбовал себе Вандерлин.
— Архангельские леса очень нравятся английским лесопромышленникам.
— Оторопь берет, когда вдумаешься во все эти коротенькие, но полные отчаяния, и трагизма, газетные сообщения.
Никакой защиты.
Никакого сопротивления.
И нигде, во всем в мире, ни одной дружеской руки.
«Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной, прожорливой птицы»...
Приходит, однако, в голову мысль:
— «Может быть настало время поднять речь о международной охране русского достояния? Может быть, вступятся соседи, пока Россия горит и пока хозяин земли русской лежит без памяти, отравленный немецким ядом?
Но к кому обратиться? Кого просить? От кого ждать участия и помощи?
Ведь кругом, насколько хватает глаз, Россия видит только оскаленные-зубы и только горящие волчьи глаза.
На севере, на юге, на востоке и на западе - всюду лязгает зубами эта волчья пасть и всюду с остервенением рвет русское тело и жадно лижет свежую русскую кровь.
Как, в самом деле, просить нам о помощи немца, который отравил русского простофилю?
Как просить англичанина, который сначала воевал рядом с нами против «поработителей и угнетателей русского народа», а потом стал договариваться с поработителями и метать жребий об одежде распятой России?
Или, может быть, нам следует положиться на Америку и Японию?
Но из Америки тянется к русской земле «господин из Сан-Франциско», Вандерлип, а из Японии тянется такой же «господин из Иокогамы».
На кого же надеяться, откуда ждать помощи?
Думается, что помощи ждать нельзя, и не откуда.
Волчий быт не знает идиллий и смешно надеяться на милосердие волчьих клыков.
Одно из двух:
- Или русский народ сам выпрямится, сам сбросит ярмо и сам даст, где это нужно, в морду,—или «господин из Сан-Франциско», «господин из Иокогамы» и «господин из Лондона» съедят его живьем вместе с костями.
.
Третьего исхода нет и в нынешнем волчьем быту, он невозможен...
Александр Яблоновский.
(«О. Д.»).
Виленское слово : ежедневная газета. Орган независимой демократической мысли.- Вильно, 1921, № 127, 21 янв.
|